Нориаки Иноуэ (1902-1994) – японский мастер боевых искусств, о котором в контексте Айкидо большинству известно лишь то, что он был то ли племянником, то ли двоюродным братом О-сенсея, что он один из ранних учеников своего великого родственника и, как и многие другие ученики, создал в последствии свой стиль.
Перечитывая многочисленные варианты биографии Морихея Уэсибы, вы мало где встретите хотя бы упоминание имени Нориаки Иноуэ. А тем не менее, этот человек был тесным и самым непосредственным образом связан с духовным и техническим становлением и развитием Айкидо. Сам Иноуэ считал себя сооснователем Айкидо. Хотя семейство Уэсиба всячески это отвергает.
Иноуэ в течении жизни использовал множество имен… Китаматсумару, Йосихиро, Йосихару, Сейсо, Хокен, Терюёси, и наконец, Нориаки.
Нориаки Иноуэ родился в 1902г. в префектуре Вакаяма в богатой семье. Он был четвертым ребенком Зензо Иноуэ, главы зажиточного семейства Иноуэ в Танабе, и Тамэ Уэсибы, старшей сестры Морихея. Почти все детство Нориаки прошло в компании Уэсибы, который также жил в префектуре Вакаяма.
Следует отметить, что семейство Иноуэ имело отношение к принятию многих ключевых решений Морихея Уэсибы, оказавших влияние на его дальнейшую жизнь и способствовавших появлению и развитию боевого искусства Айкидо.
Первый опыт Иноуэ в боевых искусствах был в возрасте 10 лет, когда по настоянию его дедушки Ёроку Уэсибы (отец Морихея Уэсибы), он, его братья и дядя начали изучать дзюдо. Ёроку Уэсиба был человеком добрым, открытым и щедрым, обладал недюжинной физической силой (Иноуэ говорил, что не встречал человека более сильного, чем Ёроку, вряд ли даже кто либо из борцов сумо мог быть сильнее его) и с почтением и уважением относился к боевым искусствам. Таким остался дедушка в воспоминаниях Нориаки Иноуэ. По задумке Ёроку, занятия боевыми искусствами должны были направить неуемную энергию внуков в контролируемое русло. При поддержке (скорее всего финансовой) отца Нориаки Зензо Иноуэ, был приглашен молодой преподаватель дзюдо Киёюки Такаги. В последствии Такаги стал очень известным учителем дзюдо и достиг уровня 9 дана. Занятия дзюдо продолжались год или два вплоть до отъезда Такаги из Танабэ. Морихей Уэсиба был в то время старше своего учителя на 11 лет, был женат, имел круг общественных обязанностей и не имел возможности последовательно и систематически уделять должное внимание тренировкам. К слову сказать, кажется, в то время Уэсиба еще не связывал свою дальнейшую жизнь с боевыми искусствами и видел для себя другие перспективы. Тем не менее, Морихей, как и его отец, очень любил боевые искусства и всегда старался найти способ для того, чтобы тренироваться.
В возрасте 13 лет Нориаки Иноуэ стал непослушным, отказался ходить в школу, его учителя и родители не могли управлять им. Отец отправил его на северный остров Хоккайдо к дяде, который уехал туда несколькими годами ранее. Как известно, в 1910г. Морихей Уэсиба заинтересовался правительственным планом освоения острова Хоккайдо. И после предварительной поездки на остров и решения некоторых организационных вопросов, он с группой добровольцев из Танабэ весной 1912г. отправился в селение Сиратаке на севере Хоккайдо.
Известно, что семейство Иноуэ владело бизнесами в Танабе, Токио, Осаке, Кобе, но так же и на Хоккайдо. И что сам Зензо (отец Нориаки) даже некоторое время проживал на Хоккайдо еще до отъезда в Сиратаки группы из Танабэ. Кроме того, Зензо Иноуэ оказал финансирование переселенцам из Танабэ. Можно даже с большой долей вероятности предположить, что инициатива переселения добровольцев исходила от старейшин Танабэ и влиятельного Зензо Иноуэ, который при поддержке своего тестя Ёроку Уэсибы и предложил Морихею возглавить экспедицию. В частности, Нориаки утверждал, что его отец считал, что должен сделать для Морихея что-то и потому послал его на Хоккайдо, говоря при этом, что если тот будет работать, то сможет сделать нечто великое.
Как бы то ни было, именно в Сиратаки и отправили неуправляемого Нориаки. Дедушка Ёроку и бабушка Юку последовали вместе с ним. По словам Иноуэ, в Сиратаки ему была предоставлена свобода, и вернулся он в Танабэ спустя несколько лет уже будучи примерного поведения.
Иноуэ был на Хоккайдо в то время, когда состоялось судьбоносное знакомство Уэсибы с Сокаку Такэдой, мастером Дайто-рю Дзюдзюцу. Вот как рассказывал об этом событии Нориаки: «Это произошло, когда мне было тринадцать лет. Мой дядя, Тэкеда сенсей, я и несколько других человек встретились в приемной комнате в Хисада Инн. Там впервые я узнал о Дзюдзюцу Дайто-рю... Так как я был молод, я только наблюдал тренировки. Обычно они не позволяли другим людям наблюдать свою практику, и вы должны были заплатить, даже если бы вы только смотрели. Это по поводу того, каким скрытным Такэда сенсей был в обучении. Он никогда не показывал свои техники. Если бы кто-то приехал просто посмотреть, то он мог просто вышвырнуть его; поэтому в додзё не было абсолютно никаких отверстий через которые можно было бы подсматривать. Я не думаю, что Сокаку сенсей мог жить, не имея по меньшей мере десять студентов.»
Уэсиба тренировался у Такэды в течение десяти дней, прежде чем возвратился в свой дом в Сиратаки. Нориэки Иноуэ был поражен манерами и методами преподавания Тэкеды и отказался участвовать в тренировках. В ответ на вопрос Такэды не хочет ли Нориаки тренироваться с ним, тот ответел, что не желает, чтобы его обучал такой старик. «Я понимаю, - сказал Сокаку сенсей, - но неужели я выгляжу настолько старым?» «Вы старик без единого зуба!» – ответил Иноуэ с присущей ему дерзостью. Этой мальчишеской дерзости он не утратил до глубокой старости. В действительности же, Нориаки хотел тренироваться только с тем человеком, которому полностью доверял, даже если этот учитель был не так хорош, как Такэда. Поэтому он с удовольствием тренировался с дядей по возвращении в Сиратаки.
Очевидно, Такэда и его искусство произвели неизгладимое впечатление на Морихея Уэсибу, поскольку тот стал просто одержим идеей изучения Дайто-рю Дзюдзюцу. Очень скоро Уэсибе удалось убедить Такэду переехать в Сиратаки, где тот поселился в доме Морихея, а тот, в свою очередь, получил возможность тренироваться. Ёроку Уэсиба и отец Нориаки оплатили строительство додзё в Сиратаки, а также оплачивали Такэде ежемесячное вознаграждение.
Нориаки Иноуэ не знал, сколько именно они платили, но,скорее всего, сумма была достаточно щедрой и они оба, и Морихей Уэсиба, и Нориаки получили хорошую подготовку. Те формы Дайто-рю, которые Иноуэ и Уэсиба практиковали и модифицировали вместе, и стали впоследствии основой их искусств.
В 1916г. Уэсиба объявил родственникам о своем намерении стать учителем Дзюдзюцу и даже был подвергнут некоторым насмешкам по поводу того, что фермер решил стать мастером боевых искусств. Тем не менее, и Нориаки, и его братья с удовольствием и энтузиазмом занимались вместе с дядей.
По словам Иноуэ, он и его дядя работали вместе над модификацией техник Дзюдзюцу, и он имеет непосредственное отношение к разработке окончательных форм, принятых сегодня в Айкидо. В Японии существует очень строгий моральный кодекс социального поведения, но в пределах семьи этот кодекс иногда игнорируется. И хотя публично дядя считался за старшего, во время тренировок они отбрасывали формальности и действовали на равных.
Пожар, практически полностью уничтоживший Сиратаки в мае 1917г. вынудил многих поселенцев вернуться в Танабэ, в том числе уехали домой и родители Морихея, и семейство Зензо Иноуэ. Однако сам Морихей Уэсиба остался и приложил максимум усилий для восстановления поселения.
Другое событие фундаментальной важности для будущего Айкидо имело место примерно в 1917г. в Токио. Нориаки посетил лекцию религиозной секты Омото и практически сразу проникся ее идеями. Вполне возможно, что первое знакомство Морихея Уэсибы с учением Онисабуро Дегути состоялось именно тогда, когда он в 1919г. спешил домой к умирающему отцу. Но, учитывая тесные связи между семействами Уэсиба и Иноуэ, скорее всего на тот момент он уже имел предварительные знания об Омото.
В 1920г. Нориаки Иноуэ переехал в Камеоку учиться у преподобного Онисабуро Дегучи. Уэсиба и его семья приехали туда год спустя, и он также обратился в религию Омото. Как известно, Онисабуро Дегучи был личностью неординарной и харизматичной, умел увлечь за собой и прилагал значительные усилия для того, чтобы окружить себя талантливыми и успешными людьми. Такое окружение несомненно помогало ему в продвижении идей Омото во всех слоях и сословиях японского общества. Дегучи осознавал исключительность Уэсибы и, конечно же, помогал ему в продвижении его искусства.
Императорская семья видела в учении Омото прямую угрозу своему режиму и стремилась расправиться с Дегучи и его приверженцами. Первый так называемый «инцидент Омото» имел место в 1921г., когда Дегучи был арестован, а значительная часть имущества организации конфискована или разрушена. Это событие практически никоим образом не коснулось ни Уэсибы, ни Иноуэ, поскольку они были новичками и пока еще не интересовали полицию. Через четыре месяца Дегучи был выпущен из тюрьмы и вернулся в Камеоку.
Еще один значительный случай произошел в 1922г. Сокаку Такэда приехал в Аябэ вместе со всей своей семьей. Узнав о приезде Сокаку сенсея Нориаки Иноуэ приехал в Аябэ из Камеоки и помогал заботится о нем. Такэда и Дегучи кажется не взлюбили друг друга с первого взгляда. В силу ли каких то финансовых, или же идейных причин, но Дегучи предложил Уэсибе сменить название преподаваемого им искусства, и ввести в название понятие Айки. Уэсиба сомневался, однако именно после этого события во всех своих документах Сокаку Такэда стал писать вместо Дайто-рю Дзюдзюцу название Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Нориаки Иноуэ, который до конца своих дней оставался ярым приверженцем Омото и был бесконечно предан Онисабуро Дегучи утверждал, что сомнения Морихея Уэсибы в отношении изменения названия были первой причиной возникновения разногласий между ними, серия которых в конечном итоге привела к разрыву отношений. Спутя полгода пребывания в Аябэ Такеда уехал. Добавление термина «Айки» в 1922г. стало определяющим в последующем принятии имени «Айкидо».
В 1923г. Иноуэ покинул Аябэ и вернулся в Танабэ. Им руководило стремление проверить на практике полученные в тренировках знания и навыки. После возвращения Морихея Уэсибы из известного путешествия в Монголию, оба в 1927г. перебираются в Токио. Здесь они вместе преподавали искусство, которое теперь уже называлось Айкибудо, в разных местах до тех пор, пока в 1931г. не было построено первое постоянное додзё Уэсибы, Кобукан. Используя Кобукан как основу, Уэсиба начинает преподавать в различных военных учреждениях и компаниях. Ему помогает племянник Нориаки и целый ряд новых талантливых учеников. Искусство постепенно развивается от жестких форм Дайто-рю к более плавному, округлому применению техник. В это время для определения искусства использовались названия как Айкибудо, так и Кобу будо.
Иноуэ был ассистентом своего дяди с середины 20-х, и в период с 1932 по 1935гг он был основным инструктором в Будо Сеньёкай, организации, основанной Онисабуро Дегучи. Это была одна из многочисленных организаций Омото, созданных для распространения секты на различных уровнях общества. Иноуэ преподавал преимущественно в Камеоке, Киото и Осаке. Также он путешествовал и тренировал в Маньчжурии и Корее. Поскольку сын Уэсибы Киссемару не проявлял особого интереса к боевым искусствам, а зять Киёси Накакура не чувствовал, что будет в состоянии продолжать развивать и распространять искусство Морихея Уэсибы, Нориаки Иноуэ рассматривался как основной претендент на роль следующего Досю.
В декабре 1935г. произошел «второй инцидент Омото», что привело к резкому прекращению деятельности Будо Сеньёкай. Ключевые фигуры Омото были арестованы, практически все вспомогательные организации расформированы, имущество уничтожено или конфисковано. Имя Морихея Уэсибы также входило в список подлежащих аресту. Однако Уэсиба смог избежать этого благодаря одному из своих учеников Кенхи Томиты, который был начальником полиции Осаки. Этот случай стал основной причиной раздора между Нориаки Иноуэ и его дядей, поскольку первый, будучи безоглядным поборником религии Омото, считал, что Уэсиба обязан был разделить участь остальных лидеров Омото, заключенных в тюрьму. В ответ на вопрос, почему же сам Иноуэ не был арестован, тот отвечал: «Потому что он не был одной из важных персон Омото»
После описанного случая пути Уэсибы и Иноуэ разошлись. Иноуэ после войны активно преподавал в Токио, где инструктировал американских служащих ВВС. Позже, после корейской войны, он управлял додзё Ёюги Хатиман, в котором обучались и военнослужащие и чиновники. Он называл свое искусство Айкибудо, сохраняя использование довоенного названия искусства. Иноуэ даже дважды бывал на Гавайях, в Лос-Анджелес и Мексике в середине 1950-ых и в начале 1960-ых. В 1956 он провел общественную демонстрацию своего искусства Синва Тайдо. Спустя несколько лет после этого название было изменено на Син-эй Тайдо, это название используется до сих пор.
Иноуэ активно преподавал до самого конца своей жизни, когда 13 апреля 1994 он скончался в своем доме в Кунитати в возрасте 92 лет.
В послевоенное время и Морихей, и Нориаки были критически настроены по отношению друг к другу. Их предубеждения передались конечно же и родственникам и ученикам каждой из сторон. В неопубликованном в свое время интервью, Морихей Уэсиба, рассказывая о событиях на Хоккайдо, ни единым словом не упоминает никого из семьи Иноуэ, несмотря на важную роль, которую эта семья сыграла в становлении Сиратаки. В свою очередь, Иноуэ целиком и полностью считал себя обязанным в рождении и развитии своего искусства только духовному своему учителю Онисабуро Дегучи. Частые споры Морихея с Нориаки были легендарны. В конечном итоге, справедливо или нет, но имя Нориаки было практически вычеркнуто из официальной истории Айкидо. В любом случае, Нориаки Иноуэ несомненно сыграл огромную и значительную роль в становлении Айкидо, как действительно духовной военной системы, цель которой состоит в том, чтобы достигнуть мира среди народов во всем мире.