Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.
Принципы Айкидо.


Среди основных принципов айкидо выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тэнкан, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику.

Айки можно перевести с японского как «дух единения».

Ай-ки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесёнными.
Не занимаясь пустой болтовнёй,
Пойми всё на практике.

— Уэсиба Морихей

Дух единения - категория не интеллектуальная, а интуитивная, развивается только опытным путём, и самоанализом. Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества.

Айкидо с самого начала предполагает, что у каждого человека есть определенный запас жизненной энергии «ки», сосредоточенной в центре «хара». Эту энергию можно устремлять в любом направлении. В айкидо используется принцип управляемого контролирования. Противнику дается свобода двигаться куда он захочет, но любое его движение находится под постоянным контролем. Внимание не на секунду не расслабляется.

В переводе с японского «ай» означает гармонию. Эта гармония бывает нарушена, когда проявляется агрессия. Задача айкидо восстановление — гармонии. Агрессивная энергия нападающего сначала контролируется, а затем переводится в окружность. И тогда Ваш центр становится центром нейтрализации.

В айкидо нет соревнований, а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров атакует (он называется укэ), а другой защищается (он называется тори, ситэ, либо нагэ, в зависимости от школы). Партнёры поочерёдно меняются ролями.

Движение в айкидо подобны потоку воды: мягкой, податливой, но одновременно разрушающей твердые камни. Одно действие как бы вытекают из другого. Все приемы и движения в айкидо должны быть элегантными и красивыми. С самих азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Настоящий мастер видит сознание противника и предупреждает все его действия.

Ступни расположены на линии атаки под углом 90 градусов друг к другу. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена и плечи отведены назад. Руки находятся перед собой прямо по центру. Ладони раскрыты. Оптимальное расстояние для работы в паре, когда партнеры слегка касаются друг друга кончиками пальцев. Изучение техники в айкидо начинается с изучения базовых стоек.

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у нагэ два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.

Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Вместе с тем Ма-ай не всегда означает именно «дистанцию» — а также «безопасное место в пространстве», которое открывается на время удара — большинство «входов» тесно связаны с понятием Ма-ай и ведут Нагэ  именно в эту безопасную область/зону. Например Тэнкан - уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее Ма-ай не была нарушена, если Нагэ обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. Ма-ай так же зависит от понятия Кудзуси (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее Ма-ай, так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй «свободной» рукой. Нужно выработать в себе способность чувствовать дистанцию, и способность быстро её менять.

Уход с линии атаки — первое, что должен сделать нагэ при выполнении техники. Нагэ смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки, уход внутрь называется ути сабаки.

Ирими и Тэнкан. Эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу.  Ирими (омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением),стихия -Огонь (Ян), тэнкан (ура) — круговой уход, стихия Вода (Инь). Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа. 

Ирими – это движение тела, позволяющее войти в ма-ай противника. Это отнюдь не лобовое столкновение, это уход с прямой линии, так сказать, по касательной, когда вы двигаетесь навстречу уке под безопасным углом. Использование ирими позволяет переместиться в безопасное положение и одновременно использовать силу нападающего для проведения техники.

Тэнкан – движение, позволяющее охватить уке своим собственным круговым движением. Все техники в айкидо так или иначе связаны с круговыми траекториями. Движение айкидоки по кругу позволяет не только избежать жесткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Круговое движение естественным образом создает центростремительную и центробежную силы. Первая подобна силе, которая втягивает что-либо в водоворот или смерч, вторая наоборот, отбрасывает.

Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

Работа «центром» — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее. Наге не только работает своим центром, но и сам должен стать центром, вокруг которого движется Укэ.

Суми (буквально «внутренний угол») — направление для выведения из равновесия  укэ. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также используется суми (например, при выполнении броска суми-отоси), в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием, где два угла (суми) будут «заполнены», а два «пустыми». Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, нагэ вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или уширо-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и уширо суми несколько раз.

Хорошо проведённое выведение из равновесия по направлению суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.

Укэми — самостраховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (самостраховка вперёд), уширо-укэми (самостраховка назад), ёко-укэми (боковая самостраховка).

Маэ-укэми и уширо-укэми могут выполняться из позиции стоя (тачи-ваза) и из позиции киза (сувари-ваза). Существуют также хантэн-укэми (перекат на спине с отбивом рукой) и тоби-укэми («высокая самостраховка», прыжок). Укэми - это не только самостраховка, но и способ передвижения.

Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: перехват инициативы — вход (ирими) или поворот корпуса (тэнкан) — выведение укэ из равновесия (кудзуси) — проведение техники (какэ) — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.

Атэми — это разновидность ударной техники. В разных школах айкидо «Атэми» трактуют и применяют по разному, но тем не менее есть и общие признаки:

  1. «Атэми» — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю (удержанию).
  2. «Атэми» — это не обязательно удар в голову — удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности «Атэми».
  3. Целью «Атэми» не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).

В зависимости от цели Атэми делятся на пять основных видов:

  1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кудзуси, Кансецу, Нагэ) — ложный удар, финт.
  2. Быстрый удар без вложения центра — поддержание инициативы в «слабых точках» (Суки), где противник может провести контртехнику или второй удар.
  3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы ( Атэ-Кансэцу) — например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть.
  4. Атэми как Кюсё — быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в «ямку» под кадыком.
  5. Атэми как бросок (например, Атэ-Тэнчи-Нагэ). Здесь Атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска или же наоборот завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.

Тайминг (Своевременное реагирование) – или как ещё его называют Айки- тайминг -это умение выбрать правильное время для реагирования. Идеалом в Айкидо считается использование малой силы с наибольшим эффектом. Одним из важнейших факторов этого является чувство того момента, когда следует начать реагирование на атаку. Если этот момент запаздывает, то наге будет вытеснен уке. Если же реагировать слишком рано, то уке увидит движения наге и сможет изменить атаку. Применять технику следует в тот момент, когда уке уже полностью вовлечен в атаку. Использование этой доли секунды и есть той самой «гармонизацией», с идеи которой и начинаются все техники Айкидо.

Перемещение в айкидо является комбинацией вращательных и прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными или тяжелыми. Айкидока должен быть в любой момент готов к смене направления. Голова двигается в одной горизонтальной плоскости. Каждое промежуточное положение должно быть очень устойчивым. При любом перемещении двигаться начинает центр тяжести. Корпус всегда остается в вертикальном положении.

О'сенсей Морихей Уэсиба о принципах айкидо: «Наши техники используют 4 качества, которые отражают природу мира. В зависимости от обстоятельств Вы должны быть твердыми как алмаз, гибкими как ива, текучими как вода, пустыми как космос».

 «Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным. Треугольник представляет собой порождение энергии, и эта самая стабильная физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник бесконечных техник. Квадрат символизирует твердость и прочность, основу применяемого контроля

«Хорошая стойка и позиция отражает должное состояние сознания. Ключ к хорошей технике в том, чтобы держать руки, ноги и бедра прямо и отцентрировано. Если Вы отцентрированы, то вы можете двигаться свободно. Физический центр — это ваш живот, если ваше сознание также находится там, то вам гарантирована победа в любом вашем начинании.»



 Снежанна Пушкина

при написании статьи использованы материалы Википедии