Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.

СЕКРЕТЫ АЙКИДО.

Основная стойка – камаэ В отличие от некоторых других видов боевых искусств, в Ёсинкан айкидо используется относительно небольшое количество базовых стоек (камаэ, kamae), но зато им уделяется очень большое внимание.
Как говорят, "в Ёсинкан айкидо всё начинается с камаэ, и всё заканчивается камаэ".
Правильное камаэ, наряду с правильными базовыми перемещениями (кихон доса), является ключом к хорошему выполнению приёмов айкидо.
В Ёсинкан айкидо используются две основные стойки: миги ханми (migi-hanmi) камаэ (правосторонняя стойка) и хидари ханми (hidari-hanmi) камаэ (левосторонняя стойка). Эти стойки абсолютно симметричны. В миги ханми камаэ впереди стоит правая нога, в хидари ханми камаэ – левая.
Истоки камаэ восходят к стойке японского фехтовальщика. По своей сути камаэ – это остановленный шаг, при этом положение рук, восходящее к хвату меча, обучает контролю над правильной дистанцией (маай) с противником и возможными действиями против его атак.
Расположение стоп и кистей рук на одной прямой позволяет усвоить принцип центральной линии; перенос значительно большей части веса на впереди стоящую ногу позволяет успешно противостоять давлению противника.
Исходная позиция для перехода в камаэ
Исходной позицией для обучения камаэ является мусуби-дати (естественная стойка, используемая в том числе, в ритуалах).
Положение тела в мусуби-дати: пятки вместе, носки врозь под углом 90 градусов, по 45 градусов по отношению к центральной линии; стоять нужно расслабленно, спокойно, глядя вперёд, руки свободно опущены вдоль тела; вес тела несколько смещён на носки ног.
Смысл мусуби-дати - отсутствие стремления к движению в каком-либо одном направлении, сохранение полного покоя в центре.
Камаэ обычно изучается не как статичная форма, а в динамике – как выход в камаэ из естественной стойки (мусуби-дати) и возвращение в естественную стойку.
Один из способов перехода в камаэ – "контролируемое падение" вперёд всей плоскостью тела, с выставлением ноги для фиксирования положения тела в нужной позиции.
Важный момент: при переходе в камаэ и возвращении в естественную стойку ступни должны не отрываться от татами, а скользить по нему.
Положение при камаэ:
1. обе ступни установлены на центральной линии (линии оси симметрии тела), при этом ступни располагаются на линии развёрнутыми наружу, угол между ступнями -- 90 градусов);
2. большие пальцы ступней плотно прижаты к татами ("хватка когтями орла");
3. вес тела распределён следующим образом: примерно 60% на стоящей впереди ноге, примерно 40% -– на ноге, стоящей сзади;
4. расстояние между ступнями – примерно длина голени (со временем вы найдёте оптимальное для себя расстояние);
5. стоящая впереди нога согнута в колене, стоящая сзади -– выпрямлена;
6. колено передней ноги отведено наружу, проецируясь в вертикальной плоскости, так, чтобы полностью закрывать ступню; 
7. проекция середины промежности (точка "хуэй-инь" акупунктуры) проходит через заднюю поверхность пятки стоящей впереди ноги;
8. бедра развёрнуты фронтально с плотным контактом между их внутреними поверхностями (как будто зажимаем между ног палку); 
9. ягодицы поджаты;
10. бёдра и корпус сохраняют естественную конфигурацию (как в мусуби-дати);
11. плечи опущены, верхняя часть тела разбавлена;
12. лопатки в естественном положении (необходимо избегать сутулости);
13. шея прямая;
14. темя, позвоночник и стоящая сзади нога должны располагаться на одной линии;
15. руки в положении "тэгатана" ("рука-меч"; руки чуть-чуть согнуты в локтях, образуя дугу, напоминающую форму лезвия японского меча), не напряжены;
16. кисти рук развёрнуты в направлении, продолжающем направление, в котором направлены предплечья;
17. ладони полностью раскрыты, находятся в одной вертикальной плоскости (как будто мы зажимаем между ними лист бумаги);
18. одноименная стоящей впереди ноге рука (например, при стоящей впереди правой ноге – правая рука) находится на уровне солнечного сплетения;
19. разноименная рука (например, при стоящей впереди правой ноге – левая рука) – на уровне пояса (пупка), на расстоянии примерно одного кулака (около 10 см) от тела (для особенно длинноруких людей это расстояние может быть увеличено до примерно 20 см);
20. пальцы рук растопырены, находятся в тонусе;
21. безымянные пальцы обеих рук направлены параллельно полу; взгляд направлен прямо перед собой на противника.

Наиболее частые ошибки в камаэ:
1. Нога стоящей сзади ноги согнута в колене
2. Бёдра не развёрнуты вперед
3. Вес тела недостаточно перемещён на стоящую впереди ногу
4. Нарушена прямая линия "темя – спина – стоящая сзади нога"
5. Взгляд направлен вниз.

Источник: aikido-secrets.blogspot.com/2009/06/blog-post_6916.html


Альтернативная статья.

КАМАЭ

Смысл камаэ
Камаэ - это основа основ Айкидо, корень Айкидо, залог правильности выполнения всех техник и источник информации о всех принципах Айкидо.
Многие адепты других боевых систем, видя камаэ, недоумевают - они находят в нём тысячу моментов, делающих человека уязвимым в бою. Но при этом они не понимают главного: стандартная форма камаэ - это базовая ученическая форма, которая при всей своей сомнительной боеспособности имеет колоссальную дидактическую ценность. Чем выше уровень Мастера, тем всё более его камаэ утрачивает канонические формы. Однако, это невозможно без усвоения ученического варианта, как невозможно научиться бегло писать, не изучив стандартные формы конкретных букв.

Кроме того, геометрия камаэ очень красива и содержит в себе сотни нюансов и скрытых закономерностей, открытие которых составляет особое интеллектуальное и эстетическое удовольствие.

2. Сущность камаэ.

По своей сути камаэ - это остановленный шаг.

Расположение стоп и кистей рук на одной прямой позволяет усвоить принцип центральной линии; значительно превалирующая загрузка впереди стоящей ноги выражает атакующий характер Айкидо; положение рук, генетически восходящее к удерживанию меча, обучает контролю за фокусом атак и дистанцией.

3. Структура камаэ

Камаэ обычно изучается не как статичная форма, а в динамике - как выход в камаэ и вновь возвращение в естественное положение тела.

Исходной позицией для обучения камаэ является мусуби-дати (ритуальная стойка). Не поняв мусуби-дати, невозможно понять камаэ. Основные принципы мусуби-дати:
1) пятки вместе, носки врозь под углом 90*, 45* с каждой стороны по отношению к центральной линии;
2) стоять расслабленно, спокойно, лицом вперёд, руки свободно опущены вдоль тела;
3) вес тела несколько смещён на носки.
Смысл мусуби-дати - отсутствие стремления в каком-либо направлении, сохранение полного покоя в центре.

Обычно камаэ тренируется следующим образом (для миги-камаэ):
Мусуби-дати - выдвижение правой ноги вперёд - подтягивание левой ноги на центральную линию - пауза 3 сек - вернуть левую ногу на исходную позицию - вернуь правую ногу на исходную позицию - пауза 3 сек - повторить для хидари-камаэ - и т. д.

4. Ключевые аспекты камаэ.

1) Обе ступни - на центральной линии (от "косточки" большого пальца до наружной лодыжки);
2) большие пальцы ступней прижаты к татами;
3) вес тела: 70% на передней ноге, 30% - на задней;
4) расстояние между ступнями - длина голени;
5) передняя нога согнута в колене, задняя - почти выпрямлена;
6) колено передней ноги отведено наружу;
7) проекция середины промежности (аккупунктурная точка хуэй-инь) - проходит через заднюю поверхность пятки впереди стоящей ноги;
8) таз развёрнут фронтально;
9) ягодицы поджаты;
10) таз и корпус сохраняют естественную конфигурацию (как в мусуби-дати);
11) плечи опущены;
12) лопатки в естественном положении (избегать "крыловидных" лопаток);
13) шея вытянута вверх, подбородок несколько поджат;
14) кисти "сидят" на предплечьях;
15) руки в положении "тэгатана";
16) ладони на одной вертикальной плоскости;
17) верхняя рука - на уровне мечевидного отростка, нижняя - на уровне пояса, на расстоянии кулака о тела;
18) пальцы рук раскрыты, но несколько округлены;
19) безымянные пальцы обеих рук параллельны полу.

Источник: http://aiki.com.ua/practice/7/