АЙКИДО UA - ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ СТИЛЬ
Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ СТИЛЬ

Нэйцзя и Вайцзя: близкие или дальние родственники?

Китай – это страна с древней историей, богатой и разнообразной культурой. Множество стилей боевых искусств появились и развивались на протяжении сотен и даже тысяч лет. Возможно поэтому, некоторые стили китайских боевых искусств распространились и получили признание по всему миру. Сегодня в Китае насчитывается более четырех сотен стилей, дошедших из древности до нашего времени; около 140 стилей ведут свою генеалогию, обладая своими системами и методиками тренировок.


http://www.ycgf.org/sitebuilder/images/Articles_Neijia-Waijia_arti_NW.htm-1.png

Нэйцзя или Нэйцзя цюань (Внутренние боевые искусства)

http://www.ycgf.org/sitebuilder/images/Articles_Neijia-Waijia_arti_NW.htm-0.pngВайцзя или Вайцзя цюань (Внешние боевые искусства)



Следует отметить, что общими чертами всех стилей являются: изучение техник от простых к сложным, от простой «наработки» до глубокого понимания культурных концепций, исторически ставших основой возникновения данного стиля.

Целями китайских традиционных боевых искусств являются:

- развитие физических способностей человека;

- изучение эффективных методов самозащиты;

- изменение внутреннего мира человека и его моральных качеств;

- достижение здоровья для обретения активного долголетия.

Так как все стили китайских традиционных боевых искусств создавались и развивались для достижения данных целей, то многие исследователи утверждают, что: «Все стили – это одна семья…».

Хотя многие (если не все) стили стремятся к достижению одинаковых целей, безусловно, существуют различия в принципах и методах тренировок. Когда эти различия стали достаточно значительными, около 500 лет назад, люди стали разделять две большие группы стилей: «Нэйцзя» или «внутренние стили» и «Вайцзя» или «внешние стили». Исследователи считают, что Нэйцзя и Вайцзя – это две большие ветви единого дерева китайских боевых искусств, растущие из одного корня, но развивающиеся по-разному. Хотя Нэйцзя и Вайцзя используют различные концепции, в них много схожих и взаимодополняющих принципов. Иногда, для занимающихся боевыми искусствами сложно четко разделять Нэйцзя от Вайцзя, но понимание различий данных стилей очень важно и необходимо.

  1. Краткая история Нэйцзя и Вайцзя

Для начала необходимо исследовать ранние исторические упоминания, разделяющие стили на «внутренние» и «внешние». На данный момент, самые ранние упоминания можно найти в трех письменных свидетельствах (в дальнейшем «источник»), написанные в один исторический период. Этими тремя источниками являются:

- Надпись на надгробной плите г-на Вонг Жэнаня. Автор Хуанг Ли Жоу, 1669.

- «Нэйцзя цюань» (Внутренний кулак). Автор Хуанг Бай Цзя, 1676.

- Биография Жанг Сунь Си. Государственный архив города Нинбо. Изд. 1683 (?)

Ключевая информация, которую мы можем подчеркнуть из этих источников, свидетельствует о:

  1. историческом периоде возникновения термина «Нэйцзя»;

2. том, что Нэйцзя развился и отделился от Вайцзя;

3. существовании различий между Нэйцзя и Вайцзя;

4. некоторых характеристиках и особенностях внутренних стилей.

Первый пункт. Давайте рассмотрим исторический период возникновения термина «Нэйцзя». «Золотой эрой» в развитии китайских боевых искусств считаются периоды правления династий Минь (1368-1644) и Цинь (1644-1911). Начиная с периода правления династии Сунь (960-1279), вся страна находилась в постоянном состоянии войны и хаоса на протяжении более 1000 лет. Несмотря на то, что правители тех времен не занимались развитием и популяризацией воинских искусств, следует отметить их быстрое и повсеместное развитие. Естественно, что в этот период четкого разделения боевых искусств на стили не существовало. Только со времён правления династии Минь происходит выделение различных стилей, систематизация их родословных и основополагающих принципов. Примером может послужить книга генерала Ци Цзигуана - «Цзи сьяо син шу». После появления этой книги новые методики, концепции и идеи о достижении высших уровней мастерства стали появляться в китайских боевых искусствах. Предполагается, что идея о «внутреннем стиле» (Нэйцзя) появилась и была обоснована именно в этот исторический период.

В трех вышеуказанных источниках содержится схожая информация, сообщающая нам о том, что в период с 1500 по 1700-е годы н.э. уже существовал стиль боевых искусств, который в трактатах называют Нэйцзя цюань («внутренний кулак») и он уже практиковался в Нинбо и Вэньчжоу (на юго-востоке Китая). Многие считают, что даосский монах Жанг Санфэнг создал этот стиль боевых искусств. Следующим известным мастером, развивавшим Нэйцзя цюань, считается Вонг Зун из провинции Шангси. Чень Жоутун изучал этот стиль у Вонг Зуна и принес его в свой родной город Вэньчжоу, провинции Чжэцзян. После Ченя было еще несколько известных мастеров Нэйцзя цюань. В этих источниках так же относительно четко представлена и родословная мастеров Нэйцзя цюань. Согласно информации государственного архива города Нинбо, автор первого трактата Хуанг Ли Жоу был очень известным ученым того времени, а автор второго произведения Хуанг Бай Цзя был одним из его учеников. Поэтому, многие исследователи опираются на эти источники, как на историческое свидетельство развития Нэйцзя цюань. Хотя есть значительное число людей, спорящих до сих пор по поводу создателя данного стиля.

Второй пункт. Из вышеуказанных источников следует, что концепция Нэйцзя возникла из Вайцзя, а затем развивалась по своему собственному пути. Т.е. идеи и принципы создания Нэйцзя не возникли внезапно в чьей-либо голове, а развивались последовательно. Известно, что некоторые шаолиньские мастера достигали высшего уровня мастерства. Скорее всего, Жанг Санфэнг (или более ранние мастера), изучали шаолиньские техники, а затем, привнося в них изменения, создали новую концепцию «Внутреннего стиля». Таково общепризнанное мнение, хотя возможно все было по-другому и техники Нэйцзя возникли и развивались самостоятельно.

Третий пункт. В трех вышеуказанных источниках описаны некоторые принципы, отличающие Вайцзя от Нэйцзя. В техниках Нэйцзя развились новые тренировочные методики и правила применения их в поединке. Строго говоря, термин «Вайцзя» не существовал до появления этих заметок. Однако, для того чтобы отделить традиционные концепции от вновь появившейся концепции Нэйцзя, все другие стили стали называть Вайцзя. Другими словами, когда различия между вновь появившейся концепцией и более древней традиционной концепцией стали достаточно ощутимыми, люди стали использовать разные названия для дифференциации одной от другой. Из этих же источников отчетливо следует:

- что новый стиль боевых искусств, называемый «Нэйцзя цюань», существовал и развивался со времен династии Минь до династии Цинь;

- существование нового стиля и родословная мастеров, хотя личность основателя до сих пор вызывает споры.

Четвертый пункт. Нэйцзя цюань получил распространение на севере страны, центральном и юго-восточном регионах, но особой популярностью не пользовался. Наверное, поэтому, стиль, упоминавшийся в данных источниках, был утерян. Хотя, иногда появляются мастера, утверждающие, что они все еще практикуют именно этот утерянный стиль. При этом никто из них не может предоставить очевидных доказательств того, что стиль, который они практикуют, тот самый Нэйцзя. Но некоторые принципы утерянного стиля продолжали развиваться. Три стиля, которые различными способами использовали эти принципы являются: Синь-И цюань, Тай цзи цюань и Багуа цюань. В 1892 году в Пекине, по инициативе мастера Багуа Чень Тиньхуа и других известных мастеров, было принято решение объединить данные три стиля в одну «семью» и назвать ее «Нэйцзя» или «Нэйцзя цюань». Многие мастера с удовольствием восприняли данную инициативу. Сегодня данное название этих стилей общепризнано. То есть, несмотря на то, что первоначальное искусство Нэйцзя цюань было утеряно, мы будем использовать термин «Нэйцзя», относящийся сразу ко всем трем «стилям - наследникам».

  1. Основные различия между Вайцзя и Нэйцзя.

Так как Нэйцзя происходит от Вайцзя, естественно в них много общего. Некоторые даже полагают, что не совсем правильно их разделять. Но, если глубже исследовать принципы и методики данных двух направлений, можно обнаружить различия, достаточные для того, чтобы их разделять на две разных группы. Разделение Нэйцзя от Вайцзя достаточно важно для того, чтобы многие вещи в тренировочном процессе стали яснее, а также, чтобы лучше понять процесс развития китайских боевых искусств. Ниже мы приводим анализ, освещающий основные различия между Нэйцзя и Вайцзя.

    1. Философия: Буддизм и Даосизм.

В Китае любое искусство, так или иначе, связано с буддийским или даосским мировоззрением, а философское мировоззрение традиционно влияет на все сферы жизнедеятельности человека. Боевые искусства не являются исключением. Когда люди стремятся развить свое искусство до высшего уровня им необходимо изучить философские принципы, на которых основано то или иное боевое искусство.

Большинство людей ассоциируют Вайцзя с шаолиньскими стилями, а часть из них считает, что колыбелью Вайцзя является монастырь Шаолинь. Поэтому, совершенно естественно, что в основе большинства стилей Вайцзя лежит буддийское мировоззрение.

Также, большинство людей ассоциируют Нэйцзя с уданьскими стилями, так как все стили Нэйцзя основаны на даосском мировоззрении, а горы У-дань являются знаменитыми святыми местами даосизма. Есть люди, которые ассоциируют Нэйцзя с даосизмом, так как считают основателем стиля даосского монаха Жанг Санфэнга, проведшего отшельником много лет в горах У-дань.

Хотя Вайцзя и Нэйцзя основаны на разных философских мировоззрениях, тем не менее, в них много общего. Наиболее популярным направлением буддизма в Китае является чань буддизм (дзэн буддизм). Чань буддизм появился и развивается в шаолиньском монастыре. Основным постулатом чань буддизма является смешение философских принципов традиционного буддизма и даосизма. Поэтому, логично, что в чань буддизме присутствуют даосские принципы. С другой стороны, наиболее известной даосской сектой является «цюань чжань». Предположительно, что Жанг Санфэнг был членом данной секты. Один из главных постулатов данной секты гласит, что три главные философии Китая - Даосизм, Буддизм и Конфуцианство должны быть разумно объединены, так как они преследуют схожие цели. Следовательно, историческая взаимосвязь традиционных философий Китая являлась и является фундаментом схожести стилей Вайцзя и Нэйцзя.

Существует несколько стилей, основанных на принципах и Даосизма и Буддизма. Данные стили делают разделение на Вайцзя и Нэйцзя не четким. К примеру, Тонгбэй цюань обычно считается стилем Вайцзя, хотя основан на философии даосизма. Аналогично некоторые мастера Синь-И стиля Шаньси искренне уверены, что Синь-И – это один из шаолиньских стилей, т.к. Цзи Цзикэ в молодости обучался боевым искусствам в монастыре Шаолинь в течение 10 лет.

Для того чтобы избежать общей ошибки, необходимо сделать ударение на том, что стили Вайцзя и Нэйцзя основаны на философских, а не на религиозных принципам Буддизма или Даосизма, несмотря на то, что в Китае философия и религия часто взаимосвязаны. К примеру, даосская религия использует даосскую философию в качестве фундамента. Но, если люди изучают даосскую философию, это не значит, что они являются верующими даосами.

    1. Основной принцип: развитие или изменение врожденных способностей человека.

Развитие скорости, силы и реакции является основным принципом всех стилей Вайцзя. Все методики Вайцзя направлены на увеличение данных показателей. Во внешних стилях люди стремятся к достижению максимальных для себя показателей. С этой точки зрения, основная цель тренировок мастеров внешних стилей четка и понятна.

Суть тренировочного метода Нэйцзя – изменение врожденных способностей человека. Последователи Нэйцзя полагают, что изменение врожденных способностей важнее, чем их увеличение. Поэтому в Нэйцзя начинают практиковать изменения способностей с самого начала, а не ждут достижения максимальных показателей силы и скорости. Мастера Нэйцзя стремятся к относительной скорости и мощи. Они также изменяют свою естественную реакцию, «включая» сознание перед выполнением любого тренировочного движения,- во внутренних стилях это называется «двигаться внутри». Конечно, во внутренних стилях есть некоторые упражнения, развивающие показатели силы и скорости, но они всегда считаются вторичными по важности и по необходимости их изучения. Кроме того, во внутренних стилях есть много вещей, которые совсем не отчетливы и не понятны, а для многих людям даже недоступны.

Понимание разницы в основных принципах очень важно. Многие приемы и технические термины обозначаются одинаковыми словами, но принципиально различаются по своему содержанию. Не понимая этих различий, - Вы всегда будете путаться даже в самых простых вещах.

На высшем уровне в Вайцзя также происходит попытка изменения врожденных способностей, в то время как в Нэйцзя происходит увеличение показателей силы и скорости. То есть, на высшем уровне, Нэйцзя и Вайцзя достигают схожих результатов, но идут к ним разными путями. В Китае это называется «практикуй внутреннее и внешнее вместе».

    1. Тренировочный метод: от внешнего к внутреннему или от внутреннего к внешнему.

Будет неверно утверждать, что практикующие Вайцзя изучают только внешние техники, а практикующие Нэйцзя только внутренние техники. Для достижения высшего мастерства, практикующие Вайцзя и Нэйцзя должны нарабатывать в тренировочном процессе и те и другие техники. В Китае говорят, что практикующие Вайцзя тренируются от «внешнего» (Вай) к «внутреннему» (Нэй), а практикующие Нэйцзя движутся от «внутреннего» к «внешнему».

Все практикующие Вайцзя, прежде всего, уделяют внимание развитию мышц, костей и кожи, не уделяя большого внимания тренировке внутренних компонентов. То есть, прежде всего, ударение делается на развитии физических способностей и только с годами тренировок все больше внимания уделяется развитию внутренних компонентов, таких как Шэн, Йи и Ци (Дух, Ум и Ци).

Базовая подготовка в Нэйцзя схожа с Вайцзя, но даже для начинающих, наряду с укреплением тела, тренировке внутренних компонентов уделяется внимание с самого начала. Практикующие Нэйцзя склонны думать, что без развития внутренних компонентов, увеличение показателей силы и скорости не приведет к достижению высшего мастерства.

Общей ошибкой является суждение, что практикующие Нэйцзя используют только Ци, а практикующие Вайцзя её вообще не используют, то есть практикующие Вайцзя занимаются только физическими упражнениями, а практикующие Нэйцзя, только развитием внутренних компонентов. Также, в силу этих заблуждений многие ошибочно полагают, что занимающиеся Нэйцзя сразу обладают высоким уровнем мастерства.

    1. Базовые навыки: использование «внешнего Дзин» или «внутреннего Дзин» (Дзин – тренированная сила).

Дзин является наиболее важным компонентом в китайских боевых искусствах. Дзин – это тип силы. Дзин – это сила, натренированная специальными упражнениями. Существует два основных типа Дзин: Вай Дзин и Нэй Дзин, которые по-разному тренируются и используются. К примеру, «внешний Дзин» заметен при высвобождении, «внутренний Дзин» не заметен при высвобождении. Естественно, что в Вайцзя тренируется и используется в большей степени внешний Дзин, а внутренний Дзин считается второстепенным. В Нэйцзя, наоборот, внутренний Дзин считается главным, а внешний Дзин – второстепенным.

    1. Стратегия поединка: стремиться в атаку или «спокойствие - защита от нападения».

Главным принципом ведения поединка в Вайцзя является стремление к контролю над соперником с самого начала. В Вайцзя вся парная техника построена на одном и том же принципе: нарабатываются атакующие или защитные комбинации, в зависимости от ситуации. Для достижения победы в поединке эти комбинации стараются правильно выполнять. Боевой принцип Вайцзя четок и понятен. Если вы надежно контролируете соперника, и не даете ему шанса контролировать себя, - это лучшая тактика достижения победы.

Главным принципом ведения поединка в Нэйцзя является покой, т.е. у оппонента есть возможность как бы захватить контроль над вами, но затем вы вынуждаете его совершить ошибку. Поэтому в Нэйцзя очень важно умение следовать оппоненту и ожидать своего шанса. В Нэйцзя не нарабатываются различные тактики ведения поединка, а огромное количество времени уделяется умению быстро «узнать» намерения оппонента. Важно учиться постоянно изменяться в зависимости от того, что ваш оппонент делает в конкретный момент. Это называется «спокойствие - защита от нападения» или «изменяйся, следуя своему оппоненту». В Нэйцзя принцип ведения поединка не так четок и прозрачен. Предполагается, что не так просто всё время контролировать поединок и, только когда вы хорошо чувствуете своего соперника, только тогда вы сможете его контролировать. И, даже, если оппонент контролирует часть тела,- этому не придается большого внимания. Захватив вас, он дает вам шанс сперва «изучить», а затем контролировать его. В Нэйцзя считается, что такой принцип более эффективный путь к победе.

    1. Другие аспекты.

Другие аспекты, которые необходимо проанализировать, рассуждая о Вайцзя и Нэйцзя. К примеру, если в Китае человек становится буддийским монахом, о нем говорят, что он «…покинул семью». Так как Шаолинь – это буддийский монастырь, проповедующий буддийскую философию, то о шаолиньских стилях говорят, что они «…приходят снаружи (Вай) семьи (Цзя)». С другой стороны, императорский дворец иногда называют «Да Нэй» или «Великое Скрытое». Поэтому, все, что приходило из дворца, в названии несло иероглиф «Нэй» - «внутренний, скрытый». В Пекине первое поколение мастеров Тай цзи, Синь-И и Багуа преподавали императорской семье, а также личной охране императорской семьи. Поэтому, называя эти стили, использовали иероглиф «Нэй», а сами стили называли «Нэйцзя» (дословный перевод - «внутри семьи»).

Надо признать, что есть и другие объяснения различий. Понимание различных точек зрения может улучшить понимание природы Нэйцзя. Вышеприведенный анализ освещает некоторые общепризнанные различия между Вайцзя и Нэйцзя.

Хотя различия между Вайцзя и Нэйцзя существуют, эти стили не развивались изолированно, а всегда переплетались, влияя друг на друга. Специалисты разных стилей, естественно, обменивались опытом. Некоторые стили, такие как Бацзи или Тонгбэй, вообще находятся посередине между Нэйцзя и Вайцзя. Поэтому часто говорят, что Нэйцзя и Вайцзя имеют, как различия, так и много схожего.

  1. Как правильно понимать различия между Вайцзя и Нэйцзя.

Нэйцзя и Вайцзя – это две большие ветви дерева китайских боевых искусств, предлагающие разные методики занятий. Будет совершенно неверно говорить, что одно направление лучше другого; правильнее будет определить, какое из направлений больше подходит для вас. Нет лучшего или худшего стиля, есть лучшие или худшие мастера. Главное найти то, что лучше всего подходит именно вам, в зависимости от ваших личностных качеств и состояния здоровья.

    1. Различные тренировочные подходы

Так как, при обучении в Вайцзя используются естественные движения частей тела, то эти стили понятны при обучении с самого начала. Но, как говорилось ранее, в Вайцзя людям тяжело достичь высшего уровня мастерства. Но это не означает, что Вайцзя ниже уровнем, чем Нэйцзя. В Нэйцзя людям сложно понять принципы движения тела и различных частей тела в начале, но тот, кто понял эти принципы, может с относительной легкостью продвигаться к высшему уровню мастерства. В Вайцзя большинство людей останавливаются на среднем уровне мастерства и очень немногие достигают высшего. В Нэйцзя большинство людей не могут достичь даже среднего уровня мастерства, но те, кто достиг его, имеет хорошие шансы достичь высшего уровня мастерства.

Возможно поэтому, за последние сто с лишним лет знаменитых мастеров Нэйцзя больше, чем мастеров, достигших высшего уровня в Вайцзя. Хотя количество занимающихся Вайцзя ощутимо больше, чем занимающихся Нэйцзя.

Занимаясь Вайцзя, молодые люди в силу хороших физических кондиций быстрее добиваются ощутимых результатов, чем занимающиеся Нэйцзя за аналогичный период. Наверняка это происходит в силу того, что в Вайцзя сразу уделяется внимание развитию показателей силы и скорости, а тело обучается естественным способам передвижения. В Нэйцзя хорошие физические данные иногда могут быть даже препятствием для понимания принципов, на которых построены все навыки Нэйцзя. Видимо поэтому для начинающих техники Вайцзя намного проще и интереснее техник Нэйцзя. Но, даже в Вайцзя «внутренняя работа» исключительно важна для перехода от среднего к высшему уровню мастерства. Для большинства людей длительное время занимающихся Вайцзя, будет трудно понять принцип и смысл этой «внутренней работы», а для мастеров среднего уровня Нэйцзя переход к высшему уровню будет проще. Может быть именно поэтому, занимающиеся Вайцзя переходят к Нэйцзя в более старшем возрасте. Стремясь развиваться дальше, они чувствуют, что им сложно добиваться высшего мастерства в Вайцзя из-за того, что их физические способности уменьшаются, а состояние здоровья с возрастом ухудшается. Пытаясь расти дальше, они начинают заниматься Нэйцзя. С другой стороны, все чаще мастера Нэйцзя для обучения новичков используют некоторые принципы и техники Вайцзя, т.к. начинающие в Нэйцзя недостаточно готовы к поединку. Нэйцзя и Вайцзя, подобны двум дорогам, ведущим к вершине горы. Одна дорога проще в начале, но сложна дальше. Другая - сложна в начале, но проще впоследствии. Для того, кто добрался на вершину горы, дорога уже не имеет большого значения. Но для того, кто стоит у основания горы, важно выбрать дорогу, которая ему больше подходит. Естественно, есть и другие обстоятельства, которые влияют на принятие того или иного решения. Но вне зависимости от того, какой стиль вы выберете, важны только две вещи, которым нужно следовать всегда:

- Тренироваться очень усердно;

- Никогда не сдаваться перед трудностями в тренировках, иначе у вас не будет ни единого шанса достичь вершины горы.



    1. Что беспокоит сегодня?

Т.к. техника Нэйцзя не так отчетлива и понятна, как Вайцзя, люди с большей охотой идут заниматься внешними стилями. Хотя число практикующих Нэйцзя постоянно увеличивается, но квалифицированных учителей явно недостаточно, из-за чего многие занимающиеся неправильно понимают технику. Думая, что они занимаются Нэйцзя, на самом деле они выполняют техники, соответствующие всем принципам Вайцзя. В лучшем случае, это очень замедляет их прогресс, в худшем случае – они разочаровываются от непонимания.

    1. Можно ли совмещать занятия двумя направлениями?

Это очень распространенный и интересный вопрос. В принципе, из-за фундаментальных различий достаточно сложно совмещать эти практики. Но с другой стороны, учитывая, что конечная цель обоих направлений одинакова, некоторое совмещение возможно. Большинство людей, особенно среди начинающих, размышляют примерно так: «…я позанимаюсь одним направлением, изучу его хорошо, а после, возможно, займусь другим». Хорошо, если удастся быстро и качественно освоить какой-нибудь стиль, но иногда, быстрый прогресс в одном из направлений препятствует правильному пониманию принципов другого направления. Ответ на вопрос, каким стилем заниматься, зависит от личности, его состояния здоровья и его уровня образованности. Если человек четко понимает различия в направлениях и стилях, и с помощью мастеров качественно занимается разными направлениями, то, в принципе совмещение возможно. Но, если человек путается в принципах, недостаточно знаком с историей и принципами достижения высшего мастерства, то лучше сфокусироваться на одном из направлений. В истории китайских боевых искусств было множество великих мастеров, которые занимались только одним стилем всю свою жизнь. Но также было много мастеров, которые занимались стилями разных направлений и добивались высокого мастерства в каждом из них.

Нэйцзя и Вайцзя различны во многих аспектах, но стремятся к одной цели. Концепция Нэйцзя появилась только тогда, когда техники Вайцзя развились до высшего уровня. Т.е. концепция Нэйцзя изначально формировалась среди мастеров Вайцзя высшего уровня. Но за последние триста лет стили Нэйцзя исследовались, изучались и развивались более быстрыми темпами, чем техники Вайцзя. Особый и неповторимый шарм Нэйцзя всегда привлекал образованных людей, возможно поэтому, принципы Нэйцзя развивались более быстрыми темпами. Хотя с точки зрения техник и приемов Вайцзя гораздо разнообразнее, в Нэйцзя исследовано больше принципов достижения высшего мастерства. Поэтому, можно сказать, что каждое из направлений имеет свои сильные стороны. Каким бы направлением вы не занимались, помните, что основными целями любых занятий боевыми искусствами являются:

  1. Изучение физических и духовных возможностей вашего тела;

  2. Изучение эффективных техник самозащиты;

  3. Развитие моральных качеств;

  4. Достижение крепкого здоровья и долголетия;

  5. Понимание философии и смысла вашей жизни.

Если в своих занятиях вы реализуете эти цели,- вы будете получать наслаждение от занятий боевыми искусствами независимо от направления.



ИЧГФ, североамериканская штаб квартира,

Жанг Юг, 2000 г.