Техники - это средство для выражения духовных принципов Айкидо. Это не застывшие формы, поскольку «изменение и адаптация являются сущностью Айкидо». Морихэй не очень много говорил о технических аспектах тренировки в Айкидо, поскольку он был уверен в том, что, «Если твое сердце истинно, то твои техники будут правильными».
Наиболее полное техническое представление техник Морихэя можно найти в книге Будо. Вдобавок к намекам, содержащимся в дока относительно выполнения техник Айкидо, Морихэй также акцентировал внимание своих учеников на следующих основных положениях:
«Даже если наш Путь абсолютно отличен от воинских искусств прошлого, не обязательно полностью отказываться от старых способов. Впитывайте достойные традиции в Айкидо, одевая их в свежие одежды и строя на классических стилях, чтобы создать лучшие формы.»
«Наши техники используют четыре качества, которые отражают природу мира. В зависимости от обстоятельств, вы должны быть: твердыми как алмаз, гибкими как ива, текучими как вода или пустыми как космос.»
«Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным. Треугольник представляет собой порождение энергии, и это самая стабильная физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник бесконечных техник. Квадрат символизирует твердость и прочность, основу применяемого контроля.»
«Хорошая стойка и позиция отражают должное состояние сознания. Ключ к хорошей технике в том, чтобы держать руки, ноги и бедра прямо и отцентрированно. Если вы отцентрированны, то вы можете двигаться свободно. Физический центр -- это ваш живот; если ваше сознание также находится там, то вам гарантированна победа в любом вашем начинании.»
«Не смотрите в глаза своему противнику: он может загипнотизировать вас. Не фиксируйте свой взгляд на его мече: он может напугать вас. Не фокусируйтесь на своем оппоненте вообще: он может поглотить вашу энергию. Сущность техники в том, чтобы привести своего оппонента полностью в свою сферу. И тогда вы сможете стоять там, где вам нравится - в неприступной позиции.»
«Когда противник двигается вперед, двигайтесь навстречу ему и приветствуйте его; если он хочет тянуть назад, позвольте ему идти туда, куда он хочет.»
Сихо-нагэ (бросок на четыре
стороны)
Ирими-нагэ (бросок вхождением)
Кайтэн (движение открыть-и-повернуть)
Кокю-хо (техники силы-дыхания)
Осаэ-вадза (техники удержания)
Виды техник (броски и
контроли)
* никё (котэ-маваси) - двойной узел руки
* санкё (котэ-хинэри) - рычаг с узлом кисти
* ёнке (тэкуби-осаэ) - рычаг со сдавливанием
* гокё (удэ-нобаси) - двойной дожим руки
* сихо-нагэ - четырёхсторонний бросок
* ути- кайтэн нагэ - бросок переворотом- вращением (внутренний)
* сото-кайтэн нагэ - бросок переворотом- вращением (внешний)
* ирими-нагэ - бросок встречный ходом
* айки-отоси - бросок партнёра с отрывом ног от татами
* коси-нагэ - бросок с использованием бёдер
* котэ-гаэси - бросок узлом кисти
* коси-нагэ-хидзи-гарами - бросок с использованием бёдер и скрещиванием рук
* коси-нагэ-котэ-хинэри - бросок с использованием бёдер и узла кисти
* дзюдзи-гарами - бросок скрещиванием рук
* тэнчи (тэнти)-нагэ - бросок "земля-небо”
* суми-отоси - бросок в сторону движения (через "мёртвый угол”)
* кокю-нагэ - бросок с использованием "ки" (дыхания)
* кокю-хо - упражнение вдох - выдох
* удэ-кимэ-нагэ - бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки
* хидзикими - осаэ (удэ-хисиги) - удержание фиксированным воздействием на локоть
* усиро кири-отоси - бросок опрокидыванием на спину
с использованием срубающего движения вниз
* айки-нагэ - бесконтактный бросок, скоординированный с действиями партнёра
* тэнбин-нагэ - бросок "весы”
* цуппари - толчок грудью
* уде гарамми- бросок с контролем кисти и через плечу уке
* тобу наге- бросок с прихватом головы противника
* текагами -" рука зеркала" или гяку котегаеши
* кого ирими наге- (сокомен ирими наге)