Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.

Отличие Айкикай, Ёсинкан, и Ки Айкидо.

Каждый, кто решил заниматься айкидо, рано или поздно сталкивается с тем, что существует много течений в айкидо, причем, представители одного стиля зачастую совершенно не признают другие школы. Многих такое положение ставит в тупик, ведь каждый хотел бы заниматься "наиболее интересным" направлением, но в чем же их кардинальные отличия многие не знают. Поэтому нередко приходится слышать вопросы: "Чем отличается есинкан от айкикая?",  или: "почему представители Ки–айкидо часто считают другие школы проявлением деградации Айкидо?". Именно этим вопросам и уделено внимание в обзоре, в котором рассмотрены основные отличия трех главных стилей Айкидо: Есинкан, Айкикай и Ки–Айкидо.

Различия в методике преподавания

Основным отличием Есинкан–Айкидо считается, безусловно, четко отлаженная система обучения. Когда Коичи Иноуэ пригласили преподавать есинкан полицейским, тот столкнулся с необходимостью в относительно сжатые сроки эффективно обучить большое количество учеников. Поскольку у инструктора физически не хватало времени уделить внимание каждому занимающемуся, было принято разумное решение —  унифицировать выполняемые техники. В результате все приемы были разделены на определенные отрезки, которые полицейские выполняли строго под счет инструктора (по типу "делай раз","делай два"). При этом занятия приобрели достаточную четкость, а инструктору не было нужды уделять внимание каждому занимающемуся в отдельности. Тем не менее, движения приобрели эдакую дискретность, взамен характерной для айкидо плавности. Избавляться от привычки двигаться рывками планировалось уже в процессе дальнейшего развития ученика.

Кроме того, было отмечено, что хотя все приемы разные, но отдельные элементы в них повторяются. Поэтому были сформулированы шесть базовых движений —  "кихон доса" — базовые перемещения, на которых строятся все основные приемы Есинкан–Айкидо.

Таким образом, методика преподавания в Есинкан строится по принципу "от простого к сложному". Вначале, ученик упорно осваивает кихон доса, затем на их основе выполяет базовые приемы, а после достижения определенного уровня, он начинает пытаться выполнять техники плавно. Но на любом этапе развития главными остаются понятия "камае" (правильной стойки) и центральной линии. Именно четкое выполнение камае, ориентация по центральной линии и прерывистость выполнения техник отличает многих представителей Есинкан–Айкидо.

Несмотря на то, что логичная стройность и методичность техник в Есинкан–Айкидо позволяют любому новичку относительно быстро освоить базовые техники, тем не менее, в дальнейшем могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием навыков тайминга, с глубоко укоренившейся привычкой двигаться рывками, а так же с упорным желанием использовать силу при выполнении приемов.

В Айкикае с самого первого дня основное внимание уделяется плавности выполнения техник. Ученика настойчиво пытаются отучить применять собственную физическую силу, если что–то у него не получается. Методика преподавания строится по принципу "делай как я", при этом инструктор показывает технику, а обучающийся пытается ее потом повторить. Обычно, если у человека не развита физическая смекалка (в результате занятий другими видами спорта или благодаря врожденным способностям), то повторение показанных движений вызывает значительные трудности. Тем не менее, если ученик достаточно упорен, а инструктор умело объясняет тому его ошибки, то рано или поздно обучающийся осваивает приемы, а заодно привыкает двигаться плавно и расслабленно.

Кихон доса в Айкикае отсутствует, но есть упражнения, которые способствуют развитию чувства партнера, дистанции и тайминга.

Методика преподавания в Ки–Айкидо мало чем отличается от методики в Айкикае. Точно так же нет кихон доса, точно так же учеников приучают выполнять техники плавно и слитно. Но для этого стиля характерно пристальное внимание к упражнениям, которые должны развивать "Ки". Интенсивность подобных упражнений разная в зависимости от инструктора, но все они представляют собой разновидности ментального тренинга, который призван повысить в человеке его жизненную энергию.

Таким образом, плавность, расслабленность и умение вписаться в движение партнера отличает практически всех представителей Айкикая и Ки–Айкидо. К сожалению, также для многих из них характерна привычка видеть в уке именно что партнера, который старается помочь в исполнении приема. Это создает ложное ощущение, что техника получается, хотя малейшее сопротивление демонстрирует ошибочность этого мнения.

Различия в проведении тренировок

Хотя конкретное построение занятия зависит от инструктора и целей, которых они пытается достичь на конкретном занятии, тем не менее, можно выделить основные отличия в проведении тренировок в разных стилях.

В Есинкан–Айкидо после разминки традиционно много времени уделяется кихон доса. На начальных этапах базовые перемещенияя могут занимать половину всего времени тренировки. Считается, что чем лучше ученик освоит кихон доса, тем быстрее и эффективнее он будет воспринимать техники. После следует  отработка базовых приемов, которые выполняются по разделениям под счет инструктора, или под собственный "внутренний" счет. Если того позволяет уровень ученика, то тренировка завершается отработкой "ое вадза" (динамичное выполнение техник), "дю вадза" (свободное выполнение приемов от фиксированной атаки) или прикладных техник.

В Айкикае и Ки–Айкидо после разминки сразу приступают к слитному выполнению техник разной степени сложности. Отстуствие кихона создает определенные сложности на начальных этапах в освоении новых приемов, тем не менее работа "под счет" для этих стилей совершенно не характерна. Кроме того, в Ки–Айкидо практикуются разновидности так называемых " Ки–семинаров". Подобные тренировки посвящены целиком и полностью различным формам ментального тренинга.

Отношение к работе с оружием

На тренировках айкидо традиционно используется учебное оружие: боккен, дзё и танто. Тем не менее, в настоящее время практика оружия в клубах Есинкан–Айкидо стремительно сокращается. Это объясняется тем, что боккен и дзё были исключены из официальной программы Хомбу–Додзё и многие инструктора последовали новым веяниям, избавляясь от тренировок с оружием. В Айкикае и Ки–Айкидо работе с боккеном по прежнему уделяется много внимания, хотя техника работы с ним очень сильно варьирует от школы к школе.

О "жесткости" стилей

Считается, что Есинкан является самым "жестким" направлением в айкидо. Однако, надо определиться, что понимается под термином "жесткий". Если под этим понимается эффективность техники, то это зависит от степени мастерства того, кто эту технику применяет. Если "жесткий" означает "реальность применения на улице", то спорить по этому поводу можно долго, хотя, на мой взгляд, разницы между стилями будет не особо много. Скорее, под этим понятием следует рассматривать строгую систему преподавания и четкое выполнение базовых приемов, что действительно очень характерно для Есинкан–Айкидо. Будут ли в ходе тренировок отрабатываться навыки и приемы, которые можно потом применить в реальном поединке (при условии их отличной наработанности и высокого морально–психологического состояния) зависит в большей степени от интересов конкретного инструктора, чем от стиля. В некоторых школах айкидо, например, часть времени может уделяться ударной технике, отработке "связок" и блоков, а также методам использования приемов айкидо в таких случаях. Наиболее часто такие элементы действительно встречаются у инструкторов Есинкан, которые не считают, что подобная работа противоречит духу Айкидо.

 

 Отношение к "Ки"

Внимание уделяемое энергии "Ки" в процессе обучения быстро падает в ряду Ки–Айкидо, Айкикай, Есинкан. Если представители Ки–Айкидо считают эту условную энергию основой всех техник, то в Есинкан все внимание уделяется правильному выполнению движений, четкому соответствию углов и направлений перемещений, а также правильному пониманию элементов биомеханики суставов.

Вообще, по мнению автора статьи, идея "Ки" слишком сложна для ее восприятия русским человеком. Наше воспитание, образование и менталитет склонны сразу навесить на понятие "Ки" либо мистический ярлык, либо рассматривать его как метафору, означающую правильные перемещения и строгое соблюдение камае. Эти две крайности как раз и можно наблюдать в Ки–Айкидо и Есинкан.

Заключение

Несмотря на существенные различия в стилях Айкидо, все обучающиеся стремятся в конечном итоге к плавному, быстрому и вместе с тем эффективному выполнению техник. Путь, которым они этого пытаются достичь, может значительно отличаться, но конечная цель у всех стилей Айкидо общая. Какой стиль предпочесть, полностью зависит от склонностей, особенностей характера и темперамента самого ученика. В любом случае, окончательно определиться с выбором можно только прийдя в додзё и позанимавшись.

 ИСТОЧНИК