Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.
Главная » Статьи » Об Айкидо

История развития единоборств.


История развития единоборств насчитывает не одно тысячелетие. Постоянные войны и конфликты всемерно способствовали развитию специфического искусства - искусства самозащиты. Приёмы самозащиты знали в Древнем Египте, Древнем Риме, Индии, Китае и во многих других странах.
В войнах прошлого, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки зачастую решали судьбу сражений. Поэтому при изучении истории Древнего Египта, Римской империи, Греции находят документальные свидетельства высокого уровня развития техники борьбы человека с человеком. В большой мере это относится и к странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где национально-психологические особенности и, по-видимому, отсутствие тяжёлого рыцарского вооружения в средние века создали благоприятные условия для пышного расцвета различных воинских искусств, как с оружием, так и без него.
Колыбелью многочисленных и разнообразных по технике и методам восточных видов борьбы и самообороны является Древняя Индия. Одним из достижений существовавшей свыше четырёх тысяч лет назад протоиндийской цивилизации было создание уникальной философской системы, системы физического и духовного развития - йоги.

Йога оказала огромное влияние на последующее развитие боевых искусств Востока. Дыхательные упражнения йоги, частично в первозданном виде, частично трансформированные китайской системой цигун, вошли составной частью во многие восточные школы боевого искусства. То же самое произошло с чань-буддийским вариантом йоги, который получил религиозную окраску.
В древнеиндийских текстах периода написания "Упанишад" (VIII-VI вв. до н. э.) уже встречаются описания различных боевых приёмов. Так, в "Лотос Сутре" боевые приёмы были систематизированы и описаны по группам: приёмы воздействия на суставы и жизненно важные точки организма, удары, захваты, броски.
В течении V и VI веков эти категории приёмов развивались и совершенствовались. Тренировка в боевых приёмах стала неотъемлемой частью подготовки буддийских монахов. Потребность в самообороне была действительно высокой, так как Индия того времени - это полтора десятка враждующих княжеств, по территории которых странствовали сонмы последователей Будды. Их религия запрещала носить оружие, а потребность защищаться была очень большой. Многие элементы китайских воинских искусств были заимствованы от странствующих индийских монахов.
Следующий этап в развитии восточных видов единоборств тесно связан с историей и культурой самого Китая. Древний Китай имел, безусловно, свои национальные методы физического воспитания. Гигиеническая оздоровительная гимнастика существовала в стране ещё за 2000 лет до н. э. Складывались и самобытные национальные виды борьбы.
В III веке знаменитый китайский врач Хуа То создал систему гимнастики - так называемую "Игру пяти зверей", имитирующую движения тигра, медведя, оленя, обезьяны, птицы. Эта гимнастика оказала затем большое влияние на развитие китайской самообороны, различных стилей у-шу.
В V веке, предположительно в 527 году, индийский монах-буддист Бодхидхарма совершил длительное и опасное путешествие из Индии в Китай. Он обосновался в древнем монастыре Шаолинь, расположенном в провинции Хуань в нижней части Янцзы.
Проповедуя буддизм, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохом физическом состоянии и не выдерживают многочасовых упражнений в медитации - неотъемлемой части чань-буддизма (яп. дзэн-буддизма), представителем которого и был Бодхидхарма. Тогда он начал разъяснять монахам доктрину буддизма: тело и дух неразделимы, и невозможно достичь совершенства, не развивая и не укрепляя тела.
Индийский наставник обучал китайских монахов упражнениям йоги, элементам индийской гимнастики и самозащиты, сочетая их с национальными китайскими приёмами. По некоторым источникам, Бодхидхармой были использованы две древние книги по военному искусству "И-цин-цинь" и "Синь-су-цинь". Так постепенно сформировались основы шаолинсы-цюань-шу - китайского бокса стиля Шаолинь. Китайский бокс цюань-шу (японское название - кэмпо) стал основной частью, ядром у-шу - китайской народной системы физического воспитания и боевой подготовки.

Приёмы у-шу развивались по двум основным направлениям: канг-фа, в котором практиковались преимущественно удары и блоки, и чоу-фа, в котором разрабатывались различные броски, захваты и болевые приёмы.
Большое влияние на формирование и развитие школ у-шу оказала практика религиозного даосизма. Так считается, что даосский монах Чжан Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127-1279 гг.) создал тайцзи-цюань, один из наиболее известных в настоящее время "внутренних" стилей у-шу. Легенда гласит, что он сформулировал свои принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в плавных, мягких защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения победы путём уступок.
К XVI-XVII векам у-шу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в середине XVII века приёмы у-шу проникают в Окинаву и в Японию, где стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом прочтении переводилось с японского как "китайская рука") и японского дзю-дзюцу.
Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку - японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного племени в схватке по борьбе. 
Национальная борьба сумо - один из самых популярных видов спорта в Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные правила соревнований.
В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты: "Когосоку-косино-мовари", которую создал борец Такеноути Хисамори, и "Явара" - предположительный автор Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника китайских стилей у-шу.
 Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю-дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели - убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэ-до (в нынешнем прочтении переводится как "путь пустой руки" и в настоящее время имеет множество направлений и стилей) и дзю-до. 
Что же касается Айки-до, то оно, по существу, современное выражение Японских боевых искусств (бу-до). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе VIII века - произведениях "Кодзики" (Летопись событий древности) и "Нихон ги" (Хроника Японии). Это не значит, что Айки-до слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях. 
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как бу-до, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.
Основатель Айки-до, Учитель Уэсиба Морихэй, живя в бурное время модернизации Японии, посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Действия Учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству бу-до. Он шёл к этой цели долгим путём, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины бу-до через события современной истории Японии.
Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух бу-до не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счёт накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление бу-до имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ки, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается состояние гармонии индивидуальной и универсальной ки, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ки, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в Айки-до.

Гениальным Учителем Уэсиба, который сформулировал первый принцип бу-до как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощён в соответствующее боевое искусство, Айки-до. Сейчас Айки-до - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчётное количество людей - представители всех уровней и классов общества.
Определение Айки-до как современного бу-до вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм бу-до, таких как дзю-до, карате и кен-до. В то время как Айки-до развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.
Айки-до, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для бу-до, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после Второй Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодёжь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, Айки-до отказывается присоединиться к такой системе классификации и остаётся верным исходному положению бу-до: тренировке и развитию духа.
В мире Айки-до иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров, которые аргументируют это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся Айки-до создали самостоятельные школы, пропагандирующие "соревновательное Айки-до". Это серьёзное дело, поскольку превращение Айки-до в другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.
Айки-до чётко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача Айки-до - сохранение основ бу-до и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом бу-до, сформулированным Учителем Уэсиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.
Традиции бу-до входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения Айки-до в современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уэсиба, несмотря на то, что люди могут рассматривать его только как ещё одну форму искусства боевых единоборств.
Уникальное положение, занимаемое Айки-до и чётко отделяющее его как от классического бу-до, так и от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для Айки-до, может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.

Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос: "Что есть Айки-до?". Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы Айки-до впервые, бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп.
Первая группа включает тех, кто рассматривает Айки-до с точки зрения определенных представлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по Айки-до, они по существу оказываются разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приёмов. С первого взгляда Айки-до с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: "Всё кажется заранее запланированным и похожим на балет", "В движениях нет переломного момента, высшей точки", "В критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых людей, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.
Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает Айки-до с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в Айки-до нет турниров на звание чемпиона, как в дзю-до, карате и кен-до?", "Почему оно ограничено показательными выступлениями, хотя одна лишь их демонстрация производит очень сильное впечатление?", "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников", "Без соревнований никто не будет серьёзно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.
Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос: "Может ли тот, кто изучил Айки-до, выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа Айки-до и неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и занятия Айки-до привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий Айки-до, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.
Реальные занятия Айки-до - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся Айки-до характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, но, приступив к практическим занятиям, они постепенно вникают в методы и сущность Айки-до. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот, кто прошёл этот процесс, познаёт некоторые стороны Айки-до как уникального боевого искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (атэми). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.
Затем он будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное определение расстояния (ма-ай), вход (ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.
Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба.

Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями Айки-до он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до как боевого искусства.
Короче говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.

Категория: Об Айкидо | Добавил: AikidoUA (05.02.2010)
Просмотров: 2399 | Рейтинг: 0.0/0