Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.


1.ТОЧКА ЗРЕНИЯ О РАБОТЕ В СУВАРИ ВАЗА

Из интервью сенсея Икеды Хироси

- Сэнсэй, Вы сейчас делаете учебный фильм о сувари вадза (техниках из положения сидя). Вы, конечно, знаете, что у американских студентов есть проблемы с сувари вадза. Это трудно и болезненно, и многим людям не нравится. Почему мы должны заниматься на коленях?

- Если вы занимаетесь боевыми искусствами, вы должны иметь центр. Практиковать сувари вадза - это значит развивать центр.

Если вы стоите, очень легко использовать ваши ноги. Но если сидите, вы не можете использовать их. Для того, чтобы двигаться, вы должны использовать ваше тело, движение должно начинаться с него. Таким образом, работа в сувари вадза очень быстро развивает центр.

- Как Вы сказали, людям в боевых искусствах нужно иметь центр. Но почему в других боевых искусствах, отличных от Айкидо, не занимаются сувари вадза?

- Дзюдо, каратэ, иайдо, дзюдзюцу - все они имеют техники сувари вадза.В традиционном японском каратэ люди выполняли удары из сидячей позиции. Многие техники в иайдо делаются из положения сидя. В основном, всё идёт из центра, и сувари вадза - это самый быстрый путь для его развития.Представьте, что вы в Древней Японии. Вы сидите на татами, и кто-то на вас нападает. Вы не можете немедленно встать, вы должны двигаться из сидячей позиции. Таким образом, когда люди тренировались в сувари вадза, это не было чем-то особенным для них. Движение из положения сидя должно было быть настолько же естественным, как и движение из положения стоя. Если бы это было не так, они могли потерять свои жизни.Конечно, многое изменилось. Сегодня некоторые современные боевые искусства вообще не практикуют сувари вадза. Но я думаю, что если у вас здоровые колени, вам было бы полезно заниматься сувари вадза, чтобы развивать ваш центр.

- Когда айкидоки начинают тренироваться в сувари вадза, видите ли Вы большую разницу в их технике стоя?

- Да. Их техника стоя становится более сбалансированной, более устойчивой........



2.ТОЧКА ЗРЕНИЯ О РАБОТЕ В СУВАРИ ВАЗА

      Основатель стиля "реальное айкидо" - Любомир Николаевич Врачаревич. Фундаментом стиля является прикладная эффективность техник, специально отобранных по критериям применимости в реальных боевых ситуациях. Отсутствие традиционных техник айкидо, таких как сувари ваза (приемы в положении сидя на коленях), работа с мечом (боккен) и палкой (дзе) позволяет сконцентрировать внимание на прикладных техниках.

3.ТОЧКА ЗРЕНИЯ О РАБОТЕ В СУВАРИ ВАЗА

Из интервью Минору Канецука.

Непосвящённому наблюдателю сувари-ваза конечно должно показаться очень необычным зрелищем. Ни в каких других боевых искусствах не требуется выполнять техники на коленях. Новички находят эту форму занятий особенно трудной и жалуются впоследствии на воспаленные колени. Итак, почему в Айкидо мы занимаемся сувари-ваза?

Во-первых, происхождение сувари-ваза лежит глубоко в японской культуре. До современных времён японец проводил много своего времени на коленях. В японских домах не было ни стульев, ни столов западного стиля, а вместо поднятой кровати, был нормой футон (хлопчатобумажный матрац). Поэтому для воина, который мог ожидать внезапное нападение в помещении важно, что бы он был способен одинаково хорошо защититься как в положении сидя так и в положении стоя.


О-Сенсей включил сувари-ваза в методику обучения Айкидо ввиду его большой пользы. Это придаёт силу и стабильность нижней половине туловища, что имеет важное значение в Айкидо. Это также улучшает наше равновесие и общую гибкость. В сувари-ваза трудно 'подделать' технику. При применении техники в позиции стоя, можно часто компенсировать дополнительным шагом или двумя ошибочно выполняемую технику с нарушением равновесия. В сувари-ваза техника должна быть чрезвычайно правильна для того, чтобы работать.


В статье относительно сувари-ваза, которая появился некоторое время назад в ежеквартальной публикации Хомбу - 'Айкидо', автор объяснил, что есть два важных движения, связанные с сувари-ваза. Первое это - киза, в котором происходит концентрация на сейка-танден (центре), центр тяжести понижается, руки защищаются, закрывая туловище, а затем следует приподнятие на пальцы ног. Другое движение - шико, что значит перемещение в позиции сидя. Это не легко, без практики этих двух движений можно остаться неподвижным. Чувство стабильности, полученное через эти занятия важно не только для Айкидо, но и для различных аспектов жизни. Для полноты центра, требуется правильное положение и дыхание, идущее от более низкого живота.


Основатель Айкидо, Сенсей Морихей Уэсиба, всегда был доволен, если мы выполняли сувари-ваза-иккё должным образом.