Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.
  

 

1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПОЧЕМУ НЕТ СОРЕВНОВАНИЙ В АЙКИДО?

Коити Тохей


Попробую пояснить, почему айкидо не позволяет разрабатывать систему соревнований как таковую?


Во-первых, потому что айкидо проповедует занятия на основе принципа миролюбия. Все соревнования имеют своей целью выявить сильнейшего в борьбе. Само по себе желание победить приводит к нарушению принципа "непротивления'' Жажда победы — это основная движущая сила спорта. Но если вы ставите цель непременно победить, то в этом случае средства не выбирают. Если проникнуться идеей - победа любой ценой, то это портит характер человека.


Истинное мастерство в айкидо базируется на принципе "мира", вот почему, если вы не проникнитесь этим духом до последней клеточки, вы не сможете овладеть подлинной техникой айкидо. Любителям состязаться советую поработать над самим собой. Например, тем, кто легко выходит из себя, следует сказать следующее: "Сегодня я попробую прожить без гнева, и если мне это удастся значит, я победил". Если же он нарушит этот пункт, то проиграет. Не доставлять окружающим людям неприятности и неудобств, а стремиться к собственному совершенству — это и есть истинная победа над самим собой в повседневной жизни. Если вы не можете преодолеть себя, то, как вы можете одолеть других? Только победив самого себя, вы перестанете думать о победе над другими, поняв, что можно жить счастливо со всеми в мире и согласии Относительная победа в других соревнованиях когда-нибудь обернется проигрышем, а победа на основе принципа "непротивления" — это абсолютная победа.


Вторая причина заключается в том, что айкидо особенно предупреждает надменность и высокомерие, хотя подобным же образом оно воздействует и на другие отрицательные черты характера. Если человек горд, то его душа закрыта для восприятия истинных принципов айкидо. Когда мы говорим себе о своем превосходстве в этом плане, у нас исчезает желание совершенствоваться. Имея своим партнером совершенную природу, человек не может сказать: "Я постиг все в этом вопросе". Как бы глубоко вы не проникли в сущность дела, всегда существует более глубокое осознание вещей. Несовершенный человек, участвующий в матчах и побеждающий своего противника, проникается духом самодовольства Победа или поражение отдельного человека, сточки зрения природы, всего лишь капля в море, которая не способна вызвать колебание на его поверхности. Такая мелочь никак не может захватывать всю душу На самом деле, человек должен идти дорогой самосовершенствования в полной гармонии с законами природы и именно этому человек должен посвящать все свои мысли и усилия.


Третья причина Во всех видах японской борьбы и прочих видах спорта во время соревнований существует множество правил. Несоблюдение этих правил, особенно при занятиях боевыми видами спорта, опасно для жизни. Сам спорт как таковой изначально предполагает стремление к победе набором определенных приемов при соблюдении правил принятых в этом виде спорта. Это хорошо, мы не возражаем, что некоторые боевые виды спорта сменив названия, стали популярными. Однако настоящее боевое искусство сильно отличается от любительского. Во время нападения и при защите нужно предельно серьезно относится к бою, следует предугадать, что собирается предпринять противник и, не произнося лишних слов, совершить ответные действия. Нужно быть готовым к опасностям в повседневной жизни и постоянно готовиться духом и телом к любой ситуации.


Если вы проводите тренировки, подчиняясь определенным правилам, то все установки проникают в ваше подсознание и в решающий момент это всегда проявится. Когда ситуация выходит из-под контроля и ваш противник начинает действовать без правил, то ваша привычка следовать принципам приведет к ошибке.


На тренировках вы имеете дело с партнером, одетым в кимоно, но реальность может столкнуть вас с противником, который легко ударит ножом в спину, поэтому необходимо мысленно быть готовым к такой ситуации когда противник пойдет нестандартным путем.

Айкидо готовит к возможности нападения противника без правил и учит отвечать на него. Многократные тренировки, следующие принципам природы, приводят к тому, что усваиваемые навыки глубоко проникают в подсознание. В таком положении даже внезапная атака не может застать вас врасплох, и вы бессознательно примите самый верный ответ.

 

2. ТОЧКА ЗРЕНИЯ - СОРЕВНОВАНИЯ В АЙКИДО

ТОМИКИ АЙКИДО (ШОДОКАН АЙКИДО)


Томики Сэнсэй, опираясь на идеи Дзигоро Кано по созданию дзюдо, разработал стиль айкидо, в котором стали возможны соревнования.




До недавнего времени ката и рандори мыслились как вещи, отделенные друг от друга, и только рандори использовалось для развития умений. Но если подумать об истинной природе будо и взять в расчет историю дзюдзюцу, то можно понять, что для совершенствования в атеми ваза и кансецу ваза, ката и рандори скорее должны быть объединены в одну практическую систему.

 

Необходимо проводить безопасные соревнования без реального поединка для того, чтобы использовать и развивать техники айкидо как современного будо. Тогда мы можем практиковать техники и одновременно развивать и тело, и сознание.

 

С точки зрения айкидо как «будо любви» принцип отсутствия агрессии в соревнованиях является всего лишь одним из аспектов айкидо как будо (естественно, очень важно, чтобы у каждого было неконфликтное каждодневное состояние).

 

Если мы глубоко задумаемся над смыслом соревнований, то увидим, что это не поединок. Это работа с кем-то еще для объективной проверки нашей техники, духа и тела. Это важное место, где мы можем практиковать техники и совершенствовать наше знание будо.

Рандори необходимо, чтобы мы могли практиковать наши техники против кого-то, кто обладает свободной действий. Строгие правила ограничивают набор используемых техник для обеспечения гарантий полной безопасности.

 

В соревновательной системе айкидо есть два особенно важных момента:
Безопасность атеми ваза (ударные техники) и кансецу ваза (техники воздействия на суставы).

Связь между рандори и ката

 

Хотя многие техники были исключены из системы рандори по соображениям безопасности, важно получить достаточную практику и в них через выполнение ката. Это нужно для понимания принципов, которые используются в рандори, и мы должны учитывать это. Конечно, необязательно всем участвовать в соревнованиях. Каждый должен практиковать ката и рандори в соответствии со своей физической силой, возрастом и способностями.

 

Мы можем видеть, что в Шодокан айкидо есть и теоретическая, и практическая системы.

 

 

 

3. ТОЧКА ЗРЕНИЯ. АЙКИДО И СОРЕВНОВАНИЯ

Автор статьи Stanley Pranin


Часто предлагаемым решением повышения эффективности является введение в айкидо соревнований, которые способны добавить в айкидо элемент реализма и обеспечить возможность правильной оценки мастерства оппонентов. Обычным аргументом при этом является следующий: воинскую систему нужно оценивать по тому, как человек, владеющий ею, ведет себя или вел бы себя в бою. Например, победил бы обладатель 5-го дана в дзюдо или обладатель 5-го дана в карате, если бы им пришлось встретиться в поединке? Является ли таеквондо более мощным воинским искусством, чем кунг фу? Может ли айкидока, не имеющий опыта в других боевых искусствах, выстоять в схватке с представителями этих воинских искусств, более ориентированных на применение в реальном бою? Размышлениям и дискуссиям нет числа, но ни к какому консенсусу прийти не удается.


К  проповедующим внедрение в айкидо соревнований, имеется несколько сложных вопросов. Как сохранить непременные атрибуты айкидо – систему тайдзюцу и особые этические принципы, - если выдумать спортивную форму, которая была бы, с одной стороны, безопасной, с другой стороны – интересной для зрителей? Что получится, если правила и сама природа соревнования не будут поощрять исполнение техник айкидо? Как избежать того, чтобы стремление к «победе любой ценой» - явной антитезе видения Морихея Уесибы – не стало для участников главным побудительным мотивом, присутствующим во многих других видах спорта? И если эти условия не соблюдаются, какие основания имеют создатели этих едва оперившихся видов называть их «айкидо»?


Соревнования, которые мне удалось посетить, стали для меня настоящим открытием, поскольку я вырос в мире айкидо. Большинство из них произвели на меня какое-то животное и, откровенно говоря, отталкивающее впечатление. Мне пришло в голову, что для победы в подобных соревнованиях у участников должен быть выработан совершенно особый склад ума. Бойцы должны стать агрессивными и безжалостными, а для достижения победы четко учитывать правила. Сомневаюсь, что такие черты характера можно по желанию «включать» и «выключать». И я задаю себе вопрос, не начнет ли такая позиция, глубоко укореняющаяся в сознании в процессе упорных тренировок, доминировать в личности спортсмена и его взаимоотношениях с другими людьми? И пусть айкидо никого не готовит для участия в соревновательных схватках, я думаю, что с точки зрения умения гармонично жить в обществе оно со своей гармоничной природой, в которой все находится под контролем, является более предпочтительным по сравнению с другими боевыми стилями, в которых проявляется звериное начало.


Я выражаю серьезные сомнения в том, что «самураи» 20-го столетия смогут найти удовлетворительное решение проблемы максимальной эффективности боевого искусства путем участия в соревнованиях. Напротив, я полагаю, что умения, необходимые для того, чтобы стать великолепным воином, в современном обществе отличаются от тех, которые требовались в более простые прежние времена, когда воинские искусства создавались. Сегодняшние воины – это полицейские и инcтрукторы элитных воинских подразделений, и им отведен один из разделов Aikido Journal – «Борьба с насилием». Эти преданные люди часто сталкиваются со многими проявлениями насилия и знают, что при этом делать. В своей работе они применяют глубокие знания оружия, тактики и психологии. Много раз они смотрели смерти в лицо и, выполняя свой долг, не могут позволить себе потерять бдительность даже на мгновение.


Главный вклад айкидо в жизнь человека – это не его техники, а его способность трансформировать дух и поднимать его над плоскостью дуализма. Я искренне уверен в том, что поиски «высшей боевой системы» обречены превратиться в вечную погоню за иллюзией.