АЙКИДО UA - ТОЧКА ЗРЕНИЯ О МЯГКОСТИ И ЖЁСТКОСТИ
Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.

 

1 ТОЧКА ЗРЕНИЯ О МЯГКОСТИ И ЖЁСТКОСТИ

из беседы с
Канетсука Сенсеем

О-Сенсей говорил о трех уровнях практики в айкидо. Первая это жесткая практика - Го Но Гейко. Второй идет мягкая - Рю Но Гейко и наконец текучая техника Ки Но Гейко - высший уровень.
 Сайто Сенсей говорит, что до 3 Дана вы должны работать в плотной манере. Затем после 3 Дана переходить на мягкую. Про Ки мало сказано. Конечно многие не любят работать над базой. Я этого не могу понять. Я работаю над базой около 40 лет и до сих пор нахожу трудным передать вам истину. Может спустя 20 или 30 лет я смогу говорить о Ки. Я только уверен, что Ки приходит через практику и опыт Вы не можете получить это от кого либо. Вы должны сами найти его в себе. Расслабьте плечи, откройте руки, сохраняйте прямую стойку, понизьте центр тяжести, затем старайтесь расширять энергию из очень расслабленной стойки...

2 точка зрения о мягкости и жёсткости

Первоначально задачей любого стиля боевых искусств была самооборона. Потом появилась еще одна задача - самосовершенствование. Сейчас те виды, в которых превалирует первая задача называют "дзюцу", а те в которых делают упор на втором - "До". И именно наличие различных задач делает сложным сравнение разных видов боевых искусств, хотя и утверждение о том, что сравнивать разные виды и судить, который из них лучше столь же бессмысленное занятие, как и рассуждать кто сильнее слон или кит, не совсем верно. Каждый биологический вид является самым сильным в своей биологической нише иначе он был бы вытеснен другим видом. То же и с боевыми искусствами -огромное количество требований породило множество различных видов, каждый из которых лучший в своем роде. Но даже на фоне всего этого многообразия айкидо выделяется. Это единственный вид, Основатель которого утверждал, что он создал не искусство войны, а искусство мира. И это единственный вид, в книгах мастеров которого прослеживается интересная закономерность - чем больше мастер, тем меньше места в его книгах уделяется техникам, а больше перемещениям, общим принципам, гармонии в природе и человеческих взаимоотношениях и пр. Вплоть до стихов.

В конфликте задачей мастера айкидо считается не победа над соперником, а восстановление гармонии, разрешение конфликта и умиротворение соперника. На память почему-то приходит фраза "Нет человека - и нет проблемы"… Так что, в конечном итоге, результат разрешения конфликта способами айкидо и методами самых жестоких видов боевых искусств может оказаться совершенно одинаковым, но что делать ­зато гармония восстановлена в полном объеме. ;-)

Отсутствие победителя и      побежденного делают невозможным проведения соревнований – идея соревнований, то есть соперничества и противостояния с последующей          сегрегацией на победителей и побежденных, противоречит сути айкидо. Партнер в айкидо не сопротивляется, а помогает, что делает показательные выступления очень зрелищными. Движения напоминают кружащегося в танце, только партнер почему-то после легкого касания нереально далеко отлетает и падает. А затем поднимается и нападает снова, чтобы снова отлететь ... И снова подняться. Красиво. Мягко. Нереально. Именно эта нереальность и является чаще всего причиной нареканий со стороны поборников "реальных" боевых искусств. И еще попытки спарринга с айкидоками, во время которых последние не могут продемонстрировать ничего интересного.

Причин для этого много. Во-первых это действительно последние, то есть далеко не лучшие представители вида. Хороший айкидока        навряд ли поддастся на такую провокацию. Что при достаточной агрессивности предлагающих воспринимается как страх и как проигрыш. Во-вторых это время, необходимое для обучения - тренинг в айкидо до получения реальных результатов занимает гораздо больше времени, чем, к примеру, обучение карате. Но ведь обучение боксу занимает еще меньше времени, но сторонников карате это почему-то не смущает. Ну а в-третьих - та самая мягкость, которая делает спаррринг невозможным - ведь вы не будете ломать руки в дружеском поединке - а если партнер вам не подыграет - перелом ему гарантирован. А партнер подыгрывать не хочет - да и не может, если не знает вашей техники. И поэтому многие поборники "реальной" техники только усмехаются глядя на отлетающего от партнера айкидоку, даже не задумываясь над тем, что бы с ним было, если бы он вовремя не улетел, не пытаясь понять почему их техники выглядят так, а не иначе, видят только нереальность и мягкость, не интересуясь причинами этой мягкости.

А первопричиной этой мягкости является то, что техника эта настолько жесткая, что только мягкое ее исполнение позволяет избегать травм. Это далеко не единственная причина, но именно она послужила первым шагом на долгом пути трансформации жестких техник самураев в мягкое искусство самосовершенствования.