Шоджи Нишио Сэнсэй
Сила необходима для Айкидо как Будо:
Нужно различать природу силы в Айкидо и в Будо в целом. Кроме того
необходимо правильно интерпретировать "бу" в Будо. История Японского
Будо показывает, что оно развивалось не лучшим образом. По сути, будо
для людей - это средство ориентироваться и учиться сосредоточению своей
жизни. К сожалению, оно имело тенденцию развиваться в противоположном
направлении, вплоть до того, что оно стало означать только самозащиту
или нападение. Нам нужно отражать это в своих занятиях будо.
В той степени, в которой Айкидо является Будо, в нём
должно, конечно, быть некоторое количество наружной поверхностной силы.
К несчастью, многие в сегодняшнем мире айкидо пользуются тем, что в
Айкидо нет соревнований и позволяют себе пренебрегать будо-аспектом в
своих занятиях. Когда я впервые начал тренироваться в айкидо, почти
каждый в додзё имел базовый опыт в занятиях такими боевыми искусствами,
как дзюдо, кэндо или карате. Все они пришли в поисках чего-то лучшего,
чего-то превосходящего то, что они делали. Кроме того, влияние
Основателя было тогда очень сильным, что ещё усиливало атмосферу будо.
Те, кто приходят в айкидо сейчас, не обязательно
имеют такой предшествующий опыт и это создало разницу между тренировками
тогда и сейчас. Сейчас много учителей, которые говорят, что не нужно
даже смотреть на другие боевые искусства, но это большая ошибка.
Значение каждого отдельного будо определяется в сравнении с другими
будо. Не имеет реального значения, насколько вы опытны в айкидо, если
ваше айкидо - чуть больше, чем танец, лишённый всякой практической
ценности.
Броски и удержания с ощущением атеми:
Айкидо - это не сорок процентов броски и на шестесят процентов
удержания. Вы должны твёрдо усвоить все техники. Далее, во всех техниках
присутствует атеми. Однако, поскольку сегодня многие инструктора знают
только айкидо, они склонны объяснять атеми в основном на словах, и они
что-то упускают. В айкидо, которое я изучал (и которому учу), мы делаем
броски и удержания с ритмом и чувством атеми.
Значение тренировок с оружием - "мечи на
орала":
В наши дни некоторые инструкторы айкидо заявляют, что тренировки с мечом
(кен) и дзё совсем не нужны. Такие заявления смехотворны; ничего не
может быть дальше от правды. О-Сэнсэй говорил:"Айкидо - это выражение
принципов меча через тело". Поэтому очень странно пытаться понять айкидо
без того, чтобы сначала понять меч. Мне кажется, что те, кто заявляют,
что в айкидо нет техник работы с оружием, не поняли слов Основателя.
Меч был символом будо в течении тысячи или более лет,
но эта история также была и кровавой. В то время как меч символизировал
идеалы воина, он, несомненно, также был средством смерти и разрушения.
Таким образом, мы развили альтернативный способ мышления. Мы признаём,
что меч был и является устрашающим орудием разрушения; принимая это,
айкидо связано с превращением этого оружия в полезный инструмент.
"Бу" в будо обычно переводится как "остановить
алебарду врага". В айкидо,однако, мы скорее понимаем это как "алебарда
остановлена", иными словами, кто-то сам останавливает своё оружие.
Обычно будо понимается как путь останавливания врага со стороны, но в
айкидо мы предпочитаем интерпритировать это как путь изменения нас самих
изнутри.
Размышляя над вопросом "Что такое будо?", мы можем
прийти к разнообразным приближениям, целям и процессам, с помощью
которых можно описать, как мы тренируемся. В старые времена было
сказано, что тренировка в будо - это достижение того, что кажется
недостижимым. В айкидо мы смотрим на это по-другому: мы признаём то, что
невозможно идти против природы, и не пытаемся преодолеть невозможное
силой.
Использование других будо как материала:
Все стили будо постоянно борются в своём стиле за совершенствование. Те,
кто практикуют будо, должны постоянно осознавать и понимать природу
этих изменений.В таких искусствах, как карате, дзюдо и кендо есть свои
положительные моменты, и это может быть использовано, чтобы обогатить
чьи-то собственные занятия будо, принимая их во внимание и делая даже
большие усилия. Тот, кто так относится к другим будо, никогда не станут
делать пренебрежительных замечаний, таких как: "А,это будо", или "И как
они могут так заниматься будо?". Порицают другие будо только те, кто их
не практикует; такие люди считают свою деятельность несколько более
сложной (может быть, даже немного опасной), в то время как другие вокруг
них исследуют очень разные тропы.
Но я думаю, что в каждом искусстве и стиле есть чему
научиться, и люди, которые понимают это, смогут достичь большого успеха.
У меня есть опыт в карате и дзюдо, и чувствую, что путь меча -
центральный, так что отражаю техники и броски без оружия в моих
движениях с мечом и дзё. О-Сенсей сказал: "если ваши руки держат меч, то
айкидо - это меч, если ваши руки держат дзё, то айкидо - это дзё".
Вот что я тепрь пытаюсь отразить в моих тренировках. Чтобы понять
природу меча и природу духа айкидо, мы тренируемся реалистично, "на
грани", как будото чтобы одолеть противника в тот самый момент, когда
произошёл контакт, но вместо этого мы останавливаемся на расстоянии
толщины волоса, ни раня партнёра, ни позволяя поранить себя, а вместо
этого используем тренировку как время и место для взаимных размышлений и
самоанализа.
Проявлять инициативу:
Я говорю моим ученикам, осбенно самым молодым, стараться выучить как
можно больше самостоятельно. Для меня достаточно легко просто исправлять
их ошибки, но то, чего они достигают с помощью собственной инициативы и
тяжёлой работы, имеет другую ценность, нежели то, чему их просто научат
или расскажут. Сам процесс поиска и обучения полон опыта, который
станет частью будущего роста. Одно из значений выражения "расширять ки",
которое мы так часто слышим в айкидо, - создание такого ищущего ума,
такой инициативы. Настоящий поединок происходит в момент контакта.
Тренировки с мечом и другим оружием помогут вам понять это очень ясно.
Начиная учиться, люди должны открываться для основ
будо, но на каком-то этапе они должны развивать инициативу для поиска
собственных ответов. Если это значит стучаться в двери школы карате или
дзюдо, или того, что у вас есть, пусть будет так; в этом, конечно, нет
ничего плохого,
и проверка себя таким образом заслуживает восхищения. Люди, которые
чувствуют необходимость изучать другие стили будо, чтобы подтвердить
своё намерение через собственный опыт, должны, несомненно, так и делать.
Нельзя позволить айкидо превратиться просто в танец. Айкидо по существу
является будо, и поэтому его надо практиковать с хорошим пониманием
фундаментальных основ будо. Упустить любой из аспектов - удары, броски,
работу с мечом, или что-нибудь ещё - значит, на самом деле, оставить
айкидо увечным и неполным как будо. О-Сенсей также говорил, что айкидо
может быть применено в каждой и любой области будо.
|
|