АЙКИДО И СОРЕВНОВАНИЯ
Автор статьи Stanley Pranin
Заявив о себе без особых фанфар вскоре после Второй Мировой войны,
айкидо уверенно распространилось сначала по всей Японии, а затем и за ее
пределами. Однако если этические аспекты этого искусства получили
всеобщее признание, то техника айкидо часто подвергается критике за свою
мягкость и непригодность в реальном столкновении. К этому хору критиков
я часто добавлял и свой голос и продолжаю придерживаться мнения, что
обычная практика преподавания айкидо во многих современных школах, как
правило, дает ученикам обманчивые ожидания того, что в реальной ситуации
они смогут эффективно применить то, чему их научили. Я до сих пор
убежден, что отработка защиты от безжизненных церемониальных атак, без
атеми и убедительного завершения техники сделает специалиста с такой
подготовкой беспомощным в ситуации, угрожающей жизни.
После всего сказанного остается вопрос: как повысить реальность айкидо?
Уже высказывались различные предложения, как исправить технические
недостатки, присутствующие в айкидо, - обучать технике атаки, более
широко использовать атеми, дополнить айкидо техниками самообороны.
Другим часто предлагаемым решением является введение в айкидо
соревнований, которые способны добавить в айкидо элемент реализма и
обеспечить возможность правильной оценки мастерства оппонентов. Обычным
аргументом при этом является следующий: воинскую систему нужно оценивать
по тому, как человек, владеющий ею, ведет себя или вел бы себя в бою.
Например, победил бы обладатель 5-го дана в дзюдо или обладатель 5-го
дана в карате, если бы им пришлось встретиться в поединке? Является ли
таеквондо более мощным воинским искусством, чем кунг фу? Может ли
айкидока, не имеющий опыта в других боевых искусствах, выстоять в
схватке с представителями этих воинских искусств, более ориентированных
на применение в реальном бою? Размышлениям и дискуссиям нет числа, но ни
к какому консенсусу прийти не удается.
Наиболее ярко концепция соревнований в айкидо реализовалась в айкидо
системы Томики, воспринявшей философию мышления Дзигоро Кано, основателя
дзюдо. Кендзи Томики, который перед войной был учеником и Кано, и
Морихея Уесибы, а также успешно выступал в соревнованиях по дзюдо,
разработал спортивную систему айкидо и в 50-е годы 20-го века стал
внедрять ее через клубы айкидо в университете Васеда. Соревнования
заключались в том, что один из оппонентов, вооруженный бутафорским
ножом, нападал на того, кто должен был провести технику защиты. Через
определенное время противники менялись ролями а для определения
победителя за исполнение выставлялись оценки. Система спортивного айкидо
включала в себя не только бои, но и выполнение ката. Сенсей Томики
экспериментировал с различными модификациями этой системы, а после его
смерти в 1979 году его дело под флагом Японской Ассоциации Айкидо
продолжили его ученики. В мире сегодня около сотни школ и клубов,
которые следуют системе Томики. Результаты их продолжающегося
экспериментирования с соревновательным айкидо очень неоднозначны, и даже
в пределах этой системы определенная часть занимающихся предпочитает
более традиционные методы и от участия в соревнованиях отказывается.
Метод Томики подвергается критике со стороны других направлений айкидо,
придерживающихся мнения, что принцип соревнований противоречит главным
принципам айкидо. Поэтому Томики Айкидо является в какой-то степени
изолированным от основных направлений этого искусства.
Существуют еще два стиля айкидо, которые наряду с демонстрациями
обращаются и к элементам соревнований, хотя и в очень ограниченной
степени. В организациях айкидо Ёсинкан и Синсин Тойцу проводятся
демонстрации, участники которых получают аттестацию по точности
исполнения техники, способности сохранять равновесие, умению переходить
от одной техники к другой и прочим подобным критериям. По итогам
победители получают награды, как в других видах спорта. Такой подход
порождает нечто вроде «дружеского соревнования» и призван вдохновить
практикующих айкидо активизировать тренировки по крайней мере накануне
подобного рода мероприятий.
Возможно, что приверженцев традиционного айкидо, порицающих подход
Томики, не особенно беспокоят элементы соревновательности в Ёсинкан или
Ки-Айкидо, поскольку в них не проводятся схватки, которые
противопоставляют участников друг другу. Правда, я сомневаюсь в том, что
подобный тип выступления-соревнования удовлетворит тех, кто призывает к
реформе тренировок в айкидо, чтобы у его техник появились «зубы» и
сделали их применимыми в реальной ситуации самозащиты.
Недавно Фумио Сакураи предпринял еще одну попытку возродить в айкидо дух
будо с помощью соревнований. С точки зрения Фумио Сакураи, бывшего
шихана Есинкан айкидо, айкидо должно вернуться к своим корням, а
тренироваться нужно с той интенсивностью, которая была характерна для
него в предвоенные годы. При этом он вспоминает, какими жесткими были
тренировки, через которые пришлось пройти его учителю Годзо Сиоде в
"Дьявольском Додзе” Основателя в 30-х годах. Чтобы достичь своей цели,
Сакураи начал экспериментировать с новой формой соревнований, при
которой друг другу противостоят два безоружных противника. Каждый
участник поединка имеет защитные щитки, прикрывающие колени, голени и
стопы. При этом разрешаются удары ногами, однако запрещаются удары
кулаком, а также удары в лицо, наружную часть голени и пах и другие
опасные действия.
15 сентября я присутствовал на первых соревнованиях Сакураи-рю Айкидо,
как в конце концов было названо данное направление. В этом внутриклубном
турнире принимали участие 16 человек, и за одним или двумя исключениями
никому из них раньше соревноваться не приходилось. Большинство атак
были очень условными, поскольку наносить атеми не разрешалось.
Победителями становились те, кому удавалось сократить дистанцию с
противником и заработать очко. Я видел лишь одну или две техники,
напоминающие айкидо – котэгаеси и контроль руки. Победителем в тяжелом
весе стал самый высокий, хорошо тренированный атлет с самой развитой
мускулатурой. Тем не менее он сам во время соревнований получил травму и
потом несколько недель не мог заниматься.
К защитникам Томики и людям типа Фумио Сакураи, проповедующих внедрение в
айкидо соревнований, имеется несколько сложных вопросов. Как сохранить
непременные атрибуты айкидо – систему тайдзюцу и особые этические
принципы, - если выдумать спортивную форму, которая была бы, с одной
стороны, безопасной, с другой стороны – интересной для зрителей? Что
получится, если правила и сама природа соревнования не будут поощрять
исполнение техник айкидо? Как избежать того, чтобы стремление к «победе
любой ценой» - явной антитезе видения Морихея Уесибы – не стало для
участников главным побудительным мотивом, присутствующим во многих
других видах спорта? И если эти условия не соблюдаются, какие основания
имеют создатели этих едва оперившихся видов называть их «айкидо»?
После того, как я рассказал о сенсее Сакураи в японском приложении к
Aiki News, меня пригласили на два турнира, на которых наиболее заметными
были представители популярной системы дзюдзюцу Грейс. В первом турнире
Риксон Грейс без усилий вышел победителем в трех боях, уложив своих
более крупных противников на землю и нанеся решающий заключительный
удар. Все заканчивалось за считанные секунды, что вообще является
характерным для этой системы, добившейся широкой известности и
заработавшей вполне заслуженную репутацию одной из самых эффективных
систем в условиях соревнований.
Больше всего меня поразила легкость, с которой Риксон одерживал верх над
своими противниками, и то, что его победы не сопровождались травмами ни
его соперников, ни его самого. На это стоит обратить особое внимание.
Двое победителей других боев умудрились сломать себе руки и по сравнению
с победами Риксона их победы выглядели довольно кровавыми и на боевое
искусство не походили. Наверняка искусство Грейс окажется интересным для
многих людей, практикующих айкидо, поскольку в определенных боевых
ситуациях в нем присутствуют и гуманность, и эффективность. Лучшие
представители этой системы прекрасно проводят схватки, и любому
человеку, изучающему воинские искусства, было бы неплохо познакомиться с
этой системой.
Соревнования, которые мне удалось посетить, стали для меня настоящим
открытием, поскольку я вырос в мире айкидо. За исключением боев с
участием Риксона Грейс, большинство из них произвели на меня какое-то
животное и, откровенно говоря, отталкивающее впечатление. Мне пришло в
голову, что для победы в подобных соревнованиях у участников должен быть
выработан совершенно особый склад ума. Бойцы должны стать агрессивными и
безжалостными, а для достижения победы четко учитывать правила.
Сомневаюсь, что такие черты характера можно по желанию «включать» и
«выключать». И я задаю себе вопрос, не начнет ли такая позиция, глубоко
укореняющаяся в сознании в процессе упорных тренировок, доминировать в
личности спортсмена и его взаимоотношениях с другими людьми? И пусть
айкидо никого не готовит для участия в соревновательных схватках, я
думаю, что с точки зрения умения гармонично жить в обществе оно со своей
гармоничной природой, в которой все находится под контролем, является
более предпочтительным по сравнению с другими боевыми стилями, в которых
проявляется звериное начало.
Еще я обратил внимание на то, что все спортсмены, многие из которых были
или собираются стать профессионалами, живут в постоянном страхе
получить травму. В ходе нескольких схваток было ясно видно, как
спортсмены совершали определенные маневры для того, чтобы защитить от
атак жизненно важные участки тела. И хотя в таких соревнованиях тяжелые
травмы редки, большое количество мелких травм через какой-то промежуток
времени может привести спортсмена к серьезным проблемам медицинского
характера и нетрудоспособности, не говоря уже о потере средств к
существованию – точно так же, как в боксе или футболе.
Наблюдения, сделанные мною на этих соревнованиях, заставили меня
задуматься о вещах, которые раньше не приходили мне в голову. Например, я
спросил себя, смогут ли победители таких матчей одолеть противника в
реальной ситуации, как они демонстрировали на ринге? В самом деле, в
соревновании принимали участие хорошо подготовленные мастера. Однако
даже несмотря на то, что в поединках, которые я увидел, были разрешены
любые захваты, противники боролись строго в пределах ринга. Противник
был только один, никаких элементов неожиданности не предполагалось, как
не предполагалось никакого спрятанного оружия или пистолетных выстрелов.
Поэтому хотя на ринге и создавалась ситуация, при которой «все могло
произойти» (насколько это было возможно в рамках соревнований), все
происходящее было очень далеко от реальности.
Даже удивительное мастерство, продемонстрированное Риксоном Грейс, не
давало возможности судить о том, как он будет вести себя в «реальной»
ситуации против нескольких нападающих, к тому же скорее всего
вооруженных. Разумеется, его шансы будут выше, чем у нетренированного
человека, однако если в ход будет пущено огнестрельное оружие – то, чего
больше всего боится средний гражданин, - то такая ситуация будет
коренным образом отличаться от спортивного поединка и с тактической, и с
психологической точек зрения.
Подводя итог сказанному, я выражаю серьезные сомнения в том, что
«самураи» 20-го столетия смогут найти удовлетворительное решение
проблемы максимальной эффективности боевого искусства путем участия в
соревнованиях. Напротив, я полагаю, что умения, необходимые для того,
чтобы стать великолепным воином, в современном обществе отличаются от
тех, которые требовались в более простые прежние времена, когда воинские
искусства создавались. Сегодняшние воины – это полицейские и
инcтрукторы элитных воинских подразделений, и им отведен один из
разделов Aikido Journal – «Борьба с насилием». Эти преданные люди часто
сталкиваются со многими проявлениями насилия и знают, что при этом
делать. В своей работе они применяют глубокие знания оружия, тактики и
психологии. Много раз они смотрели смерти в лицо и, выполняя свой долг,
не могут позволить себе потерять бдительность даже на мгновение.
Главный вклад айкидо в жизнь человека – это не его техники, а его
способность трансформировать дух и поднимать его над плоскостью
дуализма. Я искренне уверен в том, что поиски «высшей боевой системы»
обречены превратиться в вечную погоню за иллюзией. |