Из интервью
Токимунэ Такэда:
Кстати говоря, Исаму Такэсита и ещё двое демонстрировали своё искусство на первой Демонстрации Классических Боевых Искусств (прошедшей в 1935 году) как Дайто-рю айкидзюдзюцу, а не айкидо. В этой демонстрации приняло участие тридцать восемь различных школ боевых искусств. Осенью 1940 года был основан фонд Кобукан (организация созданная для управления Кобукан додзё Морихея Уэсиба и предшественник нынешнего Фонда Аикикай. -прим.), и адмирал Такэсита был назначен его первым председателем. Хотя сейчас люди, занимающиеся айкидо, и называют своё искусство «айкидо», в то время оно увязывалось с Дайто-рю айкидзюдзюцу. Адмирал Такэсита в 1939 году стал также третьим главой Японской Ассоциации Сумо.
В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях.
Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.
С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время Киссёмару Уэсиба, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё. В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо". Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.
Томики Кэндзи и Морихэй Уэсиба в Маньчжурии в 1942 году.
В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны. Во время войны, несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэй, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, учении Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, учении Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.
Комментарий:
Вот здесь очень важная веха в развитии Айкидо! Сам Морихэй основное время проживал в деревне Ивама, а пропагандировали и развивали айкидо его ученики, сначала в Японии, а затем и за рубежом. Например Коичи Тохэй внёс огромный вклад для развития айкидо во всём мире. Старшие учении продолжали развивать (при чём каждый в свою сторону) айкидо, в дальнейшем создавались разные направления и школы … ведь каждый понимал айкидо по своему.
Комментарий Стенли Пранина:
Я помню, как сенсей Мичио Хикицучи говорил, что после войны О’Сенсей был в Сингу более 60 раз. Поскольку этот период занимает 12 -15 лет, мы видим, что Основатель бывал в Кансаи в среднем 4-5 раз в год.
Внимательный читатель без труда поймет, к чему я клоню. После войны О’Сенсей не преподавал в Токио на регулярной основе. Даже когда он появлялся в зале, большую часть времени, предназначенного для тренировки, он читал лекции на эзотерические темы, которые лежали полностью выше понимания присутствующих учеников. Основными учителями в Хомбу в послевоенные годы были сенсей Коичи Тохэй и нынешний Досю Киссемару Уэсиба. Им помогали Окумура, Осава, Орикава, Тада, Тамура и следующее поколение учидеси.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что Морихэй Уесиба в Хомбу Додзё НЕ БЫЛ главным учителем, ежедневно проводящим тренировки. Он появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и часто обучение сводилось к чисто философским рассуждениям. За техническую часть и распространение айкидо в системе Айкикай отвечали главным образом Коичи Тохэй и Киссемару Уэсиба. Точно так же, как и до войны, учидеси становились инструкторами в клубах и университетах после относительно непродолжительного периода ученичества. В это время происходила и «инфляция данов», и многим молодым учителям очередной дан присваивали уже через год после получения предыдущего, а иногда через очередные даны попросту «перескакивали».
9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".
Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.
Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.
Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости.
В1953 год. Коичи Тохэя отправляют на Гавайи создать филиал Айкидо.
В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзё Айкидо". В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо.
1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях. Так начался второй "золотой период" айкидо.
С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы.
14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Синзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным "Сущность Айкидо". Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Сидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифунэ и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мосида.
28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".
28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".
Комментарий:
Регион Гавайи, а в дальнейшем Америку развивал всё тот же Коичи Тохэй (рассорившись с сыном Уэсибы), который повелел снять все портреты Тохэя со стен в вычеркнув его из списков Хомбу Додзё. Но это будет ещё потом, а пока :
Регион Гавайи, а в дальнейшем Америку развивал всё тот же Коичи Тохэй (рассорившись с сыном Уэсибы), который повелел снять все портреты Тохэя со стен в вычеркнув его из списков Хомбу Додзё. Но это будет ещё потом, а пока :
7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэй боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.
14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года.
Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэй на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихеи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.
14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года.
Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэй на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихеи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.
Комментарий:
Давайте посмотрим в заключении на результаты деятельности Морихэя Уэсибы: Айкидо гордо подняв голову шествует по всему миру, открыто множество самостоятельных школ айкидо … некоторые аж очень самостоятельные, мало похожие друг на друга направления … В общем - далее кто в лес кто по дрова, кто что смог взять, то и понёс … и понёс … и понёс. Айкидо превратилось с искусство мира и огромную денежную индустрию. Ну а там где пахнет деньгами … Уже после смерти О-сенсея многие его ученики создают свои направления и стили айкидо. Кто как понял и воспринял. На разных этапах жизни Морихэя его учение претерпевало видоизменения, соответственно и его ученики и их стили так же рознятся. Появляются школы Кэндзи Томики - Томики-Рю, Минору Мочизуки - Ёсэйкан, Годзо Сиоды – Ёсинкан, Коичи Тохэя – Син Син Тойцу (Ки-айкидо), Морихиро Сайто – Такемусу Айки… и т.д. и т.п.
Итог всего: Именно то, что было создано Сакаку Такэда не передалось никому! По причине не систематизированности учения, спонтанности обучения (отдельные семинары). Каждый, кто у него занимался смог ухватить толику малую его учения. Нет того ученика, который бы нёс его находки и наработки. По большому счёту современное Дайто Рю это «эхо» Сокаку Такэда, крик в ущелье … многократно отражённое от скал и вернувшееся в искажённом виде. Точно так же и выявляется в Айкидо – нет такого ученика, кто продолжал бы именно то, что разработал и нашёл Морихэй Уэсиба. Все его ученики открыли каждый своё направление, исходя из понятого и изученного. Это великое учение очень шатко и зыбко … неуловимая грань на которой оно держится, может быть понята многогранно, постоянно трансформируется.
Низкий поклон Великому человеку – О-сенсею, Морихэю Уеэсибе за его огромный талант организатора, учителя, психолога, философа … за то, что он смог принять и передать нам это Боевое Искусство – АЙКИ ! Домо аригато годзай масу!
В итоге обучение Морихэя Уесибы составило:
1. В 1902 году начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу. Несколько месяцев по вечерам.
2. В 1903 году в периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото. Занятия нерегулярные. К этому времени приписывают изучение Уэсибой ещё множества школ, но об этом ничего не известно.
3. В 1907 году демобилизовался и в дальнейшем изучал дзюдо у себя в амбаре под руководством 17 летнего юноши до 1912. Потом перерыв до 1915 года. Как регулярны были занятия о том история умалчивает.
4. В 1915 году он знакомится с Сокаку Такэда мастером Дайто рю Айкидзюдзюцу и в течении месяца он занимался у него. В дальнейшем с перерывами до 1919 года. Всего в этот срок Уэсиба тренировался 70 дней.
5. В 1920 году Уэсиба открывает своё первое додзё «Уэсиба Дзюку» и начинает самостоятельно преподавать Айкидзюдзюцу. Там же самостоятельно стал изучать технику копья.
6. В 1922 году Такэда приезжает с семьё к Уэсибе в Аябэ. Обучает Уэсибу и его учеников около 6 месяцев и уезжает, оставив на попечение Уэсибы свою семью. На этом изучение будо под руководством Такэда закончено. Продолжаются самостоятельные поиски.
7. В 1932 году Кийоши Накакура прекрасный фехтовальщик женился на дочери Морихэя. И помогает серьёзно освоить Морихэю техники меча
8. Далее и до конца своих дней уже его самостоятельные поиски.
Перейдя по ссылке можете ознакомиться с великим наследием О-Сенсея -его учениками.
Таблица:
"Ученики Морихэя Уэсиба."
Восстановленное видео с основателем Морихеем Уесибой
Таблица:
"Ученики Морихэя Уэсиба."
Восстановленное видео с основателем Морихеем Уесибой