Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.

Действительно ли о-сэнсэй является создателем современного айкидо?




 Стенли Пранин
(Aikido Journal - 109)


Прозанимавшись практикой и исследованием айкидо несколько лет, я постепенно пришел к предположению, которое шло вразрез с общепринятым мнением и заявлениями множества сиханов, утверждавших, что они в течение многих лет обучались непосредственно у основателя айкидо, Морихэя Уэсибы. Я посетил множество семинаров, проводившихся японскими учителями в США, а также совершил несколько поездок в Японию, где встречался и тренировался со многими самыми знаменитыми мастерами. Моя теория заключалась в том, что айкидо, каким мы его знаем сегодня, не является искусством, которое практиковал и преподавал О-Сэнсэй, а скорее представляет собой множество производных форм, созданных ключевыми учениками основателя, обучавшимися у него в течение сравнительно коротких периодов времени. Это объясняло значительные расхождения между стилями, сравнительно небольшое количество преподаваемых техник и отсутствие религиозного аспекта, подобного Омото, в современных формах этого искусства. Это не было критикой «современных» форм, а скорее наблюдением, основанным на историческом исследовании, которое шло вразрез с общепринятым взглядом.

Когда в августе 1977 года я надолго переехал в Японию, я решил учиться в Иваме у Морихиро Сайто Сэнсэя. В конечном счете, к стилю, практиковавшемуся в Иваме, меня привлек акцент на жесткости и точности техники, а также то, что программа обучения включала в себя айки кэн и айки дзё. Я уверен, что близость Храма Айки и тот факт, что тренировка происходила в личном додзё О-Сэнсэя, также были факторами, способствовавшими моему выбору.

В то же самое время следует отметить, что я не считал технику Сайто Сэнсэя точным продолжением айкидо основателя, а скорее воспринимал его как мастера в своем праве. Я относил Сайто Сэнсэя в одну категорию с  Коити Тохэем, Сёдзи Нисио, Сэйго Ямагути и другими знаменитыми учителями, обладавшими высоким мастерством и создавшими свои собственные оригинальные в техническом отношении стили, которые изначально хоть и были вдохновлены Морихэем Уэсибой, впоследствии стали развиваться в различных направлениях.

Я ясно помню, что хоть мой японский язык в то время был довольно ограничен, я умудрился высказать Сайто Сэнсэю свои мысли по этому поводу и свои сомнения относительно его утверждения, что его айкидо было в точности таким же, как и айкидо основателя. Мои суждения основывались на том факте, что техника Сайто Сэнсэя внешне довольно сильно отличалось от айкидо основателя, которое я видел в фильмах. Несколько удивленный моим скептицизмом и несомненной наглостью (если учесть, что я был его учеником), Сэнсэй терпеливо объяснил мне, что меня сбивает с толку то, что большинство публичных демонстраций основателя очень сильно отличалось от того, что он показывал в додзё в Иваме. Сайто Сэнсэй утверждал, что видит свою обязанность в том, чтобы в точности передавать айкидо основателя, и что у него нет намерения создавать «Сайто-рю айкидо».

Как ни старался он меня убедить, я продолжал испытывать сильные сомнения по этому поводу, хотя меня всегда восхищало его техническое мастерство. Затем однажды, примерно через два года после прибытия в Японию, я брал интервью у Дзэндзабуро Акадзавы, довоенного утидэси Морихэя Уэсибы периода Кобукан Додзё. Г-н Акадзава показал мне техническое руководство под названием «Будо», опубликованное в 1938 году, которое я никогда раньше не видел. В нем содержалось приблизительно пятьдесят техник, демонстрируемых самим основателем. Медленно переворачивая страницы, я к своему удивлению обнаружил, что исполнение некоторых базовых техник, таких как иккё, ириминагэ и сихонагэ, было практически идентично тому, чему я научился в Иваме у Сайто Сэнсэя. В книге был изображен сам Морихэй, демонстрирующий то, что я до сих пор называл  техниками стиля «Ивама». Г-н Акадзава любезно одолжил мне книгу, и я поспешил показать ее Сайто Сэнсэю.

Я никогда не забуду, как звонил в дверь Сэнсэя, чтобы поделиться  с ним своим открытием. К моему удивлению он никогда до этого не слышал об этой книге. Он надел свои очки для чтения и стал листать руководство; его глаза внимательно изучали серии фотографий. Я почувствовал себя обязанным немедленно извиниться перед ним за то, что подвергал сомнению его утверждение о том, что он прилагает все возможные усилия для того, чтобы сохранить техники О-Сэнсэя в неизменном виде. Сайто Сэнсэй засмеялся и с явным удовольствием вскричал: «Видишь, я же тебе говорил!»  С тех пор (примерно с 1977 года) Сайто Сэнсэй всегда ездил на свои семинары по айкидо с копией «Будо», которую использовал для доказательства того, что та или иная техника является техникой основателя.

Само собой разумеется, что мне пришлось признать, что существовал, по меньшей мере, один инструктор, который распространял айкидо в соответствии с оригинальными техниками основателя. Но опровергало ли это мою общую теорию о том, что стили айкидо, широко практикуемые сегодня, технически и философски имеют мало общего с искусством основателя? Давайте рассмотрим следующее. Если вы придете в додзё любого известного учителя, то обнаружите, что движения его учеников очень похожи на его движения. И это вполне понятно - они были бы плохими учениками, если бы не старались имитировать движения своего учителя. На демонстрациях, в которых принимают участие представители различных додзё, очень часто можно распознать учеников того или иного учителя. Почему же в таком случае существуют такие значительные различия между стилями айкидо, если все сиханы учились непосредственно у основателя?

Некоторые говорят, что искусство основателя с течением лет очень сильно изменилось, и это объясняет различия в техниках его учеников, которые обучались у него в разные периоды времени. Другие утверждают, что О-Сэнсэй разным ученикам преподавал разные вещи, в зависимости от их характера и способностей. Я никогда не считал ни один из этих аргументов особенно убедительным. Фактически, когда много лет назад я обнаружил старый фильм Асахи Ньюс 1935 года, я был поражен тем, насколько «современным» было искусство основателя даже на ранней стадии своего развития. Более того, основатель обычно обучал группы учеников, а не отдельных учеников, а этот факт опровергает теорию о том, что он адаптировал обучение под потребности отдельных учеников.

Нет, я считаю, что существует совершенно иное объяснение такому значительному различию в стилях. Я думаю, что основная причина заключается в том, что очень немногие ученики О-Сэнсэя тренировались у него в течение сколько-нибудь продолжительного периода времени. За исключением Ёитиро (Хокэна) Иноуэ, племянника Уэсибы, Годзо Сиоды, основателя Ёсинкан Айкидо, и Цутому Юкавы, довоенные утидэси О-Сэнсэя обучались у него максимум пять-шесть лет. Безусловно, этого времени было вполне достаточно, чтобы стать опытным в искусстве, но недостаточно, чтобы овладеть обширным техническим арсеналом айки будо со всеми его тонкостями. Большинство из этих энергичных молодых людей, записавшихся в додзё основателя в качестве утидэси, были вынуждены преждевременно прекратить тренировку в боевых искусствах и уйти на военную службу. Более того, только очень немногие из этих ранних утидэси возобновили свою практику после войны.

То же самое можно сказать и о послевоенном периоде. Среди тех, кто начал заниматься в этот период, такие знаменитые фигуры, как Садатэру Арикава, Хироси Тада, Сэйго Ямагути, Сёдзи Нисио, Нобуёси Тамура, Ясуо Кобаяси; несколько позже начали заниматься Ёсимицу Ямада, Мицунари Канай, Сэйити Сугано, Кадзуо Тиба, Мицуги Саотомэ и многие другие. Сигэнобу Окумура, Коити Тохэй и Кисабуро Осава составляют уникальную группу, поскольку они недолго занимались до войны, а достигли степени мастера уже после нее. Никто из этих учителей не учился непосредственно у О-Сэнсэя достаточно продолжительное время


Перед войной базой Морихею Уесибе служило Кобукан Додзё в Токио, но
он часто бывал и в районе Кансаи. Одно время у него даже был свой дом в
Осаке. За те годы, когда мне приходилось слушать рассказы старых
учеников Основателя, мне стало совершенно ясно, что он очень много
разъезжал и не менее одной или двух недель в месяц проводил за
пределами Кобукан Додзё. Не следует забывать и о том, что первым
учидеси пришлось в конце концов стать инструкторами, потому что росла
популярность айкидо и активизировалась деятельность Будо Сеньокай
(Общества пропаганды воинских искусств, спонсировавшееся Омото-кё), во
главе которого стоял Уесиба. Эти первые инструкторы сами обучались
относительно очень недолго и из-за частых отлучек Основателя мало видели
его, да и сами нередко находились вдали от основного додзё, занимаясь
обучением начинающих.

В период войны и первые годы после нее О’Сенсей находился в Ивама. С
начала 1950-х годов он возобновил свои поездки в Токио и район Кансаи. В
конце 50-х эти поездки стали более частыми, но никто никогда не знал,
где конкретно он будет находиться в тот или иной момент времени. Он
делил свое время между Токио, Ивама и любимыми местами в районе Кансаи –
Осаке, Камеоке, Аябе, своем родном Танабе и Сингу. Однажды он даже был
на Кюсю в Кансю Сунадомари. Я помню, как сенсей Мичио Хикицучи
говорил, что после войны О’Сенсей был в Сингу более 60 раз. Поскольку
этот период занимает 12 -15 лет, мы видим, что Основатель бывал в
Кансаи в среднем 4-5 раз в год.

Внимательный читатель без труда поймет, к чему я клоню. После войны
О’Сенсей не преподавал в Токио на регулярной основе. Даже когда он
появлялся в зале, большую часть времени, предназначенного для
тренировки, он читал лекции на эзотерические темы, которые лежали
полностью выше понимания присутствующих учеников. Основными учителями в
Хомбу в послевоенные годы были сенсей Коичи Тохей и нынешний Досю
Киссемару Уесиба. Им помогали Окумура, Осава, Орикава, Тада, Тамура и
следующее поколение учидеси, которых мы упоминали выше.

Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что Морихей
Уесиба в Хомбу Додзё НЕ БЫЛ главным учителем, ежедневно проводящим
тренировки. Он появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и
часто обучение сводилось к чисто философским рассуждениям. За
техническую часть и распространение айкидо в системе Айкикай отвечали
главным образом Коичи Тохей и Киссемару Уесиба. Точно так же, как и до
войны, учидеси становились инструкторами в клубах и университетах после
относительно непродолжительного периода ученичества. В это время
происходила и «инфляция данов», и многим молодым учителям очередной дан
присваивали уже через год после получения предыдущего, а иногда через
очередные даны попросту «перескакивали». Однако это – тема для другой
статьи.

Что все это означает? Это означает, что общепринятое представление о
том, что после войны айкидо распространялось под непосредственным
руководством Основателя, является ошибочным. Львиная доля заслуги в
этом принадлежит не Основателю, а Коичи Тохею и нынешнему Досю. Это
означает также, что в послевоенные годы сенсей Морихей Уесиба не был
серьезно занят ни преподаванием, ни административной работой. Он слишком
надолго от этого оторвался и был всецело погружен в собственные
тренировки, духовное развитие, поездки и общественную деятельность.
Следует также отметить, что хотя стереотипным образом О’Сенсея является
мягкий, добрый пожилой человек, у него были пронзительные глаза и
героический характер. Его присутствия в Хомбу Додзё не всегда ожидали
из-за его критических высказываний и взрывов темперамента.

Согласно многочисленным непосредственным свидетелям в этом и состоит
правда. Ранее я намекал на нее, но лишь недавно почувствовал себя
достаточно уверенно для того, чтобы высказать это открыто – из
многочисленных источников, близких к Основателю, у меня собралось
очень много весомых доказательств. Я не могу сказать, что эти заметки
помогут практикующим айкидо в их тренировках или позволят быстрее
достичь своих целей, но я искренне надеюсь, что свет правды в этом
важном вопросе поможет всем, имеющим отношение к айкидо, глубже понять,
на чем основывать свои суждения. Я надеюсь также, что такому важному
для айкидо человеку, как Коичи Тохей, чья роль в последние годы
принижалась или вообще замалчивалась, в конце концов воздадут должное.


СТИЛИ, ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ АЙКИДО