Главная » Статьи » Об Айкидо |
Интервью с Абэ-сэнсэем было дано Александру Смирнову и Мацуоке Харуо-сэнсэю 2 апреля 1999 года. Александр Смирнов: Сэнсэй, Сколько Вам было лет, когда Вы начали заниматься каллиграфией? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Это было 1934 году, когда мне было 19 лет. И начал я заниматься каллиграфией из-за своих родителей. Девичья фамилия моей матери была Фудэ (по-японски "Кисточка" - А.С.), а мой отец был учителем начальных классов и преподавал каллиграфию. Поэтому я чувствовал себя просто обязанным изучать каллиграфию! Александр Смирнов: Вы продолжали заниматься каллиграфией из-за самой каллиграфии или из-за японской традиции продолжать дело родителей? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Принцип Японцев - уважать родителей! И влияние со стороны родителей очень сильно! Уважать родителей! Мне лучшей причины для занятий и не нужно было. Мацуока Харуо-сэнсэй: Вы осваивали принципы регулировки дыхания одновременно с занятиями каллиграфией? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Когда я начал заниматься каллиграфией, о регулировке дыхания я знать ничего не знал! В начальных классах школы я уже начинал заниматься каллиграфией. Однажды мне понадобилось принести в школу свою автобиографию, и я попросил отца написать её за меня. Я смотрел в тот момент, как пишет мой отец. В Японии в то время все документы и письма писались на свитках. Писать кисточкой на свитке чрезвычайно сложно, но мой отец писал очень красиво и ровно. В тот момент я почувствовал дыхание отца, и это произвело на меня громадное впечатление! Не просто письмо, но письмо с силой дыхания! Я до сих пор храню очень яркие воспоминания о том, как писал отец - с силой дыхания. Александр Смирнов: А с О-сэнсэем Вы познакомились позже? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Да. Мацуока Харуо-сэнсэй: Как Вы познакомились с О-сэнсэем? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: В 1940 году я начал страдать от депрессии вызванной напряжением от занятий каллиграфией. Помимо этого в то время я интенсивно занимался Кэндо и Дзюдо. Однажды один из моих друзей пригласил меня с собой на собрание Мисоги (традиционный Японский ритуал очищения заключающийся в ритуальном обливании холодной водой). В последний момент мой друг не смог пойти, и я пошёл один. Там я познакомился с профессором Футаки, который преподавал Мисоги. И вот во время этого собрания Футаки-сэнсэй рассказал всем про О-сэнсэя. В то время то, чем занимался О-сэнсэй, ещё не назвалось "Айкидо", а называлось "Уэсиба-рю Тайдзюцу". Футаки-сэнсэй сказал мне, что найти О-сэнсэя тяжело, но я обязан постараться это сделать, потому что О-сэнсэй - гений. И вот в 1952 году в префектуре Осака я наконец встретил О-сэнсэя. Произошло это совершенно случайно. Однажды я шёл по улице и увидел дом, на двери которого висела табличка с именем О-сэнсэя. Я был очень удивлён и постучал в дверь. О-сэнсэй открыл дверь лично! Он произвёл на меня сильное впечатление. Но для него я был незнакомцем. На моё счастье сразу за его спиной стоял Танака-сэнсэй, который меня знал. И потому меня пригласили войти. Я снял обувь, вошёл в дом О-сэнсэя и объяснил ему причину своего визита. В те годы ученик без рекомендательного письма не имел никакого шанса начать заниматься БИ. Но когда я объяснил О-сэнсэю про профессора Футаки, тот простил меня и позволил мне заниматься. Между О-сэнсэем и Футаки-сэнсэем были очень близкие отношения. С этого момента я начал тренироваться в додзё у Танаки-сэнсэя в Осаке. Вскоре после этого у меня с О-сэнсэем состоялся очень приятный разговор про Мисоги. В то время О-сэнсэй постоянно проживал в деревне Сиратаки на острове Хоккайдо (Сиратаки переводится, как "Белый водопад"; А.С.). На Хоккайдо очень холодный климат. Немногие знают о том, что О-сэнсэй постоянно занимался Мисоги и даже на Хоккайдо делал это каждое утро! Зимой было много снега, и река в деревне Сиратаки замерзала. Лёд был очень толстый, и сломать его было тяжело. Но каждое утро О-сэнсэй выходил на берег, чтобы делать Мисоги. И лёд в том месте стал тоньше, потому что О-сэнсэй ломал его каждое утро. О-сэнсэй очень гордился такими тренировками. Он говорил, что делать Мисоги на Хоккайдо гораздо тяжелее, чем на других островах Японии. У обычного человека 5 чувств: вкус, обоняние, зрение, осязание и слух. Опытный ученик, долго занимающийся Мисоги, может развить в себе дополнительные чувства. Занимаясь Мисоги, можно прикоснуться к другому миру, миру духовному. Александр Смирнов: А какое у Вас было впечатление, когда Вы увидели О-сэнсэя и его учеников на тренировке? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Он был великим из великих! Великий философ и необычный гений. Я начал заниматься Айкидо ещё до того, как я познакомился с О-сэнсэем. Но Футаки-сэнсэй велел мне приложить все усилия к тому, чтобы стать учеником О-сэнсэя. Футаки-сэнсэй и О-сэнсэй уважали друг друга не просто как друзья, а как учитель и ученик. Мацуока Харуо-сэнсэй: А какую связь имеет Мисоги и Айкидо? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Два вида связи - физическая и умственная. Связующим звеном между Айкидо и Мисоги является дыхание. Чтобы жить, нужно дышать, но это обычное дыхание. В Айкидо и Мисоги человек дышит иначе. В этом и есть связующее звено. Александр Смирнов: А когда Вы стали заниматься, Вам пришлось перестраивать своё дыхание? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Сначала все ученики выполняют физические упражнения и изучают технику приёмов, и только потом начинают изучать дыхание. Я хорошо помню, что сначала О-сэнсэй меня научил лишь основам Пути Дыхания, и только много позже особым приёмам, основанным на Пути Дыхания. По сути, он сразу раскрыл мне секрет дыхания, но в тот момент я его не смог осознать. Мацуока Харуо-сэнсэй: А Путь Дыхания, изучение дыхания внутри приёма, комбинируется с только изучаемым приёмом? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Начинающих нужно обучать технике приёма и дыханию по отдельности. Совмещение дыхания с приёмами - это следующий этап. О-сэнсэй учил нас, что источник успешно проведённого приёма - это дыхание. Это довольно сложно усвоить, но О-сэнсэй считал, что если ученик может успешно понять Путь Дыхания, то через месяц этого ученика уже можно делать инструктором. Путь Дыхания очень тяжело освоить! Александр Смирнов: А не схоже ли дыхание с Ки? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Ки Пути Дыхания отличается от обычного Ки. Обычный Ки происходит от китайской философии Тай Чи , Ци Гун (иероглифы Ки, Чи и Ци это одно и то же А.С.). Но Ки Дыхательного Пути - это другое. Александр Смирнов: Как строится дыхание во время каллиграфии? "Выдох - написание черты - вдох"? Или нужно выдыхать во время написания черты? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Начинающие должны прерывать дыхание с первого до последнего момента написания черты. Но для более опытных есть метод написания черты на выдохе. Техника и дыхание должны быть слиты воедино. К этому мы стремимся. Александр Смирнов: Как же этому научиться? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Сначала полный выдох. Потом прервать дыхание. Потом полный вдох. Потом прервать дыхание. Повторять снова и снова. Мацуока Харуо-сэнсэй: Мысли сосредотачивать на дыхании или думать о чём-нибудь ещё? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Сосредотачивать на дыхании. Такое дыхание производится нижней частью живота. Точкой под пупком. Прерывание дыхания на время и есть ключ к пониманию Пути Дыхания. Дело не просто в чисто механическом перерыве между вдохом и выдохом и между выдохом и вдохом. Во всяком случае, не в таком ритме, в каком дышал бы обычный человек. Это очень тонкое понятие. Мацуока Харуо-сэнсэй: Может быть, следует начать с осознания собственных дыхательных привычек? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Да, на это надо обратить серьёзное внимание. Слишком много народу ходит на тренировки бездумно. Для них Айкидо - просто спорт, наподобие физзарядки. Мацуока Харуо-сэнсэй: Не хотели бы Вы поделиться какими-нибудь воспоминаниями об О-сэнсэе? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Когда О-сэнсэй что-то говорил, я слушал не только ушами. Я воспринимал его слова всем телом. Мацуока Харуо-сэнсэй: Это Мисоги привило Вам такую чувствительность? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Мой дух стал более сосредоточен и подвижен в результате занятий Мисоги. Но это слишком сложный вопрос для нашего разговора. Мацуока Харуо-сэнсэй: Не расскажите ли ещё что-нибудь про О-сэнсэя? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Однажды, когда О-сэнсэй жил у меня в доме, после тяжёлой тренировки я стал читать ему на ночь книгу о поединках на мечах. Это было уже после полуночи, я читал ему эту книгу, как колыбельную, чтоб он скорее заснул. Если мать читает на ночь что-то ребёнку, после того как ребёнок заснёт, она старается двигаться очень аккуратно, чтоб не разбудить ребёнка. И я поступил так же. Когда О-сэнсэй уснул, я начал очень тихо закрывать книгу. И вдруг О-сэнсэй рявкнул: "А что дальше!?" И ещё был один интересный случай. Я читал О-сэнсэю книгу знаменитого на всю Японию автора Гоми Косукэ о поединках на мечах (это была любимая книга О-сэнсэя). Так вот, пока я читал, О-сэнсэй вдруг проснулся и резко спросил: "Где мой меч?" Он вскочил и стал мне показывать, как правильно делать приём с мечом, приговаривая: "Гоми там неправильно написал! Вот так делай! Делай как я! Я делаю правильно!". То есть, пока О-сэнсэй слушал историю, он воображал всё происходящее, как будто бы он сам участвовал в настоящем поединке! Но в определённый момент между его воображением и текстом романа возникло расхождение. И я своими глазами увидел, какая большая разница бывает между вымыслом и реальностью. Александр Смирнов: А Ваше Айкидо изменилось за годы? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Безусловно! Я стал намного лучше - и как Айкидист и как человек! Александр Смирнов: Имеет ли это отношение к тому, что Вы мне говорили как-то раньше: ''Чем сильнее мастер, тем его Айкидо мягче!'' Абэ Сэйсэки-сэнсэй: да, это так. Мацуока Харуо-сэнсэй: И с Вами это происходило? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: У меня произошёл очень сильный прогресс. Моё Айкидо стало намного мягче. И я за долгие годы видел ту же самую метаморфозу с другими мастерами. Человек, который не изменяется в этом направлении, никогда не сможет полностью постичь Ки. Александр Смирнов: Видимо, это большая разница - начать изучение Айкидо у уже опытного мастера или у свежеиспечённого инструктора? Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Всё зависит от личности самого ученика. У упрямых учеников стиль Айкидо очень жёсткий! _______________________________________ Абэ Сэйсэки 10-й Дан от Уэсиба Морихэй, основателя Айкидо; Руководитель и старший инструктор "Амэно Такэмусу Айкидзюку Додзё" (Осака); Старший администратор Всемирного Штаба Айкидо Айкикай "Айкидо Хомбу Додзё" (Aikido Aikikai Honbu dojo); Носитель государственного ордена Японского правительства "Будо Корося"; Старший инструктор Айкидо Айкикай в 11 Университетах Японии. Каллиграфия
Член и секретарь общества "Нитэн" (дочерняя организация Японского Министерства Культуры); Консультант в "Нихон Сёгэй-ин" (национальный институт каллиграфии); Председатель в ассоциации каллиграфов "Тохо"; Графический редактор по каллиграфии газеты "Йомиури"; Профессор Японского Университета Каллиграфических искусств; Секретарь выставочного комплекса "Кансай". Абэ-сэнсэй родился в 1915 году, посвятил себя каллиграфии с 1934 года. Отец Абэ-сэнсэя преподавал каллиграфию в начальных классах средней школы и своим примером вдохновил молодого Сэйсэки Абэ к доскональному изучению каллиграфии. В 1952 году в Осаке Абэ-сэнсэй лично встретился с Морихэй Уэсиба и сразу приступил к тренировкам Айкидо под личным руководством О-сэнсэя. Являясь учеником О-сэнсэя, он дошёл до ранга 10-го дана по Айкидо Айкикай. Одновременно с изучением Айкидо под руководством О-сэнсэя, Абэ-сэнсэй являлся учителем О-сэнсэя по каллиграфии. Как член общества "Нитэн", лично выбирает произведения для ежегодной выставки каллиграфии на высшем уровне в Японии. Под его руководством были воспитаны более 200 мастеров-каллиграфов в ранге "Шихан" (Сихан - shihan) и под его руководством каллиграфию изучают более 3000 человек только в префектуре Кансай. | |
Просмотров: 1544 | |