АЙКИДО UA - Кихон — Базовые принципы
Даже у самого сильного человека сфера действия его силы ограничена.
Выведи его за рамки этой сферы в границу своей, и его мощь растает.

Кихон — Базовые принципы

СОДЕРЖИМОЕ ДАННОЙ СТАТЬИ НЕ ЕСТЬ ПРИОРИТЕТ КАКОГО ТО КОНКРЕТНОГО СТИЛЯ, А ЕСТЬ ПРИНЦИПЫ АЙКИДО В ЦЕЛОМ. 
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРИНЦИПОВ БЫЛА РАЗРАБОТАНА  О-СЕНСЕЕМ, И В ДАЛЬНЕЙШЕМ СИСТЕМАТИЗИРОВАНА ЧИСТИЧНО ИМ САМИМ, А ЧАСТИЧНО ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ. НЕЛЬЗЯ НЕ ВЫДЕЛИТЬ ВКЛАД ГОДЗО СИОДО В СИСТЕМАТИЗАЦИЮ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АЙКИДО, СТОЙКИ И ПЕРЕДВИЖЕНИЙ.


Искусство айкидо — О'сенсей Морихей Уэсиба: «Наши техники
используют 4 качества, которые отражают природу мира. В зависимости от
обстоятельств Вы должны быть твердыми как алмаз, гибкими как ива, текучими как
вода, пустыми как космос».

«Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным.
Треугольник представляет собой порождение энергии, и эта самая стабильная
физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник
бесконечных техник. Квадрат символизирует твердость и прочность, основу
применяемого контроля.»

«Хорошая стойка и позиция отражает должное состояние сознания.
Ключ к хорошей технике в том, чтобы держать руки, ноги и бедра прямо и
отцентрировано. Если Вы отцентрированы, то вы можете двигаться свободно.
Физический центр — это ваш живот, если ваше сознание также находится там, то
вам гарантирована победа в любом вашем начинании».

Движения в айкидо подобны потоку воды: мягкой, податливой, но
одновременно разрушающей твердые камни. Одно действие как бы вытекают из
другого. Все приемы и движения в айкидо должны быть элегантными и красивыми. С
самих азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом
уровне. Настоящий мастер видит сознание противника и предупреждает все его
действия. 

Ступни расположены на линии атаки под углом 90 градусов друг к
другу. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена и плечи
отведены назад. Руки находятся перед собой прямо по центру. Ладони раскрыты.
Оптимальное расстояние для работы в паре, когда партнеры слегка касаются друг
друга кончиками пальцев. Изучение техники в айкидо начинается с изучения
базовых стоек.

Перемещение в айкидо является комбинацией вращательных и
прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными или тяжелыми. Айкидоист
должен быть в любой момент готов к смене направления. Голова двигается в одной
горизонтальной плоскости. Каждое промежуточное положение должно быть очень
устойчивым. При любом перемещении двигаться начинает центр тяжести. Корпус
всегда остается в вертикальном положении.

Начинающим будет полезно знать некоторые принципы, которые
являются основой айкидо.

 

 Принципы
Айкидо

 ТЮСИН-РЁКУ-Сила
центральной линии.

Сохраняйте центральную
линию прямой

Одной из основ айкидо является принцип сохранения прямой
центральной линии тела, У большинства людей, даже если они пытаются стоять
прямо, центральная линия не совсем прямая. Даже когда мы действительно стоим
прямо и концентрируемся на фиксировании нашей центральной линии, мы теряем ее,
как только начинаем двигаться. Если это происходит, то цель айкидо, развитие
силы дыхания, становится недостижимой.

 Если мы в состоянии сохранять сильную центральную линию
независимо от того, в каком направлении мы двигаемся, то наша сила
фокусируется. Выковывая эту сфокусированную силу, мы тем самым также
вырабатываем сильную стойку, концентрацию и силу дыхания. Для того что бы
развить сфокусированную силу, самым первым и наиболее существенным является
тренировка камая (базовой стойки). Когда вы добьетесь стабильного центра в
своём камая, тогда вы сможете сохранять его в своих техниках.
Отработка камае, кихон доса и базовых техник приучает новичка держать руки прямо перед собой и не уводить их в стороны даже при движении.  все техники выполняются больше за счёт движения корпусом, а руки играют роль вспомогательных рычагов.

  СЮТЮ-РЁКУ-Сфокусированная
сила.

Сила, развиваемая объединением всего тела

 Когда мы используем физическую силу, обычно мы полагаемся
на силу своих мышц. В айкидо, однако, сила бедер, ног, коленей, живота и так
далее, объединяется вместе и фокусируется в одной точке, будь то рука, плечо
или локоть, и, таким образом, сила, которую мы развиваем, больше, чем сила
одних только мышц. Эта сила называется сютю-рёку или сфокусированная сила.

 Если тело как единое целое двигается не сфокусировано, то
вы не сможете развить такого рода силу. С помощью сютю-рёку вся сила, которая
сводится вместе, может быть направлена в одну точку. Если же одна часть тела
двигается слишком быстро или слишком медленно, то это не сработает. Если все
тело во время движения объединено, то его сила станет силой сфокусированной
центральной линии, сконцентрированной на одной точке. Другими словами,
сютю-реку - это тюсин-рёку в крайнем своем проявлении. Для того чтобы развить
сютю-реку, важно не зависеть от силы верхней части тела. Если же вы будете
использовать эту силу, то поток энергии остановится, и вы не сможете переводить
сютю-рёку. Таким образом, в развитии сконцентрированной силы важно, чтобы ваше
тело было расслабленно. В техниках айкидо сила техник развивается исключительно
посредством этой сконцентрированной силы. Цель тренировки базовых техник
заключается в том, чтобы развить в теле способность производить сютю-реку.

 Весь 'фокус' сконцентрированной силы заключается в большом
пальце ноги. Когда мы прижимаем большой палец ноги к полу, сила переходит в
бедра. Здесь к этой силе вы можете добавить ускорение 'пружинного' действия
колена. Если эти действия произвести вместе, то развивается очень мощная сила.
Именно поэтому очень важно развивать большие пальцы ног во время, например,
работы на коленях.

 Shuchu-ryoku - это полная концентрация чьей-либо силы в заданный момент в заданной
точке. Например, захватывая запястье противника, нужно вложить в точку захвата
всю силу. Напротив, если при нанесении
atemi правой рукой часть
силы используется левой, то удар теряет большую часть своей эффективности. Хотя
полная концентрация силы невозможна, при регулярных тренировках можно достичь
достаточно высокого уровня. Известны случаи, когда в экстремальных ситуациях,
например, при пожаре, даже нетренированные люди поднимали предметы, которые в
нормальных условиях были бы для них слишком тяжелыми - это пример
бессознательной концентрации силы. Тренировка дает возможность научиться
концентрировать собственную силу по желанию.

  КОКЬЮ-РЁКУ-Сила
дыхания.

Сведение вместе восприимчивости, дыхания
и ритма в сфокусированную силу.

 Сила дыхания - это то, что развивается в той точке, в
которой наша собственная сфокусированная сила приходит во взаимодействие с
другим человеком, Здесь основное значение имеют дух и ритм (тайминг, выбор
времени реагирования), Дух - это то, как стать 'пустым'. Вы должны избавиться
от беспокойных чувств; 'я попытаюсь это сделать...я попытаюсь то сделать,..',
вместо этого просто пребывайте в спокойном состоянии сознания. И тогда вы
сможете читать движение другого человека и понимать поток энергии. Вы
естественным образом почувствуете, куда будет направлена линия вашей
собственной атаки. Таким образом, вы сможете использовать различные темпы и
ритмы; не двигаться с одной и той же скоростью, а выбирать ту, которая наиболее
применима к ситуации, возникшей между вами и уке. Ритм - это результат вашего
собственного дыхания. Выдыхая тогда, когда вы должны выдохнуть, и вдыхая тогда,
когда вы должны вдохнуть, вы создаете ритм.

 Когда восприимчивость, дыхание и ритм сводятся воедино,
рождается кокю-рёку, или сила дыхания. Вы и другой человек становитесь одним
целым: там, где вы ведете, вы сможете заставить укэ следовать за собой.

 Необязательно устраивать специальные тренировки для того,
чтобы овладеть силой дыхания, поскольку сила дыхания - это нечто, вытекающее из
ваших собственных ощущений. Если вы продолжаете непрерывно тренироваться, то в
конце концов осознаете, что 'это и есть сипа дыхания'. Если вы почувствуете
это, то, продолжая тренироваться, вы сделаете возникновение этого чувства более
частым, пока в итоге оно не станет постоянным. Когда это произойдет, вы
почувствуете то, что Морихэй Уэсиба называл 'стать единым со вселенной'.

'КИ' Владение равновесием

 В айкидо мы часто используем слово 'Ки' (энергия), но это
слово имеет множество значений. 'Ки' в том виде, в котором оно предстает во
время исполнения техник, - это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как
правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной
энергии, тайминг и т.д., складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния
совершенного равновесия. Можно сказать, что 'Ки' - это 'владение равновесием'.

 Значение слова 'ки' во фразе 'гармонизировать своё ки'
относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и охватывает все элементы,
которые вытекают из состояния вашего партнера, так что, в данном случае, сила,
скорость, координация и ритм - все это части значения ки. Продолжая
тренироваться, вы станете более восприимчивыми к тому, как ваш оппонент
собирается вас атаковать, в каком направлении он собирается двигаться и где он
сфокусирует свою силу. Можно сказать, что эта способность ' видеть и
чувствовать энергию' - это одна из главных целей тренировки.

 Углубляясь еще больше, мы видим, что 'ки' - это
одновременно и сущность вселенной и то, что ее контролирует. Достичь гармонии
со вселенной означает быть в равновесии. 'Айки', то есть 'гармонизирование
энергии', означает потерю своего собственного эго; это способ подчинения
естественному потоку вселенной. Если вы это сделаете, то сможете без труда
осознать свою собственную естественную личность в зависимости от ситуации,
которая перед вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим
понимание айкидо.

 ИРИМИ-Вхождение.

Движение тела, которое позволяет вам
войти в сферу вашего укэ.

 В ирими, или вхождении, вместо столкновения с силой укэ по
прямой линии, вы сходите с этой линии и двигаетесь в сторону его тела под
'безопасным углом'. Используя ирими, вы можете переместить свое тело в
безопасное положение и одновременно с этим использовать силу своего партнера
для того, чтобы применить технику.

 В ирими важно, чтобы вы сделали полшага вперед в то время,
как ваш оппонент двигается на вас, чтобы атаковать. Никогда не ждите, когда
атака достигнет вас. Поскольку вы сами двигаетесь вперед, то сила укэ
увеличивается, и, открывая свое тело в этой точке, ваше движение вхождения
может обернуться против вас. И еще, убедитесь в том, что хоть вы и двигаетесь
прямо вперед, но на самом деле вы двигаетесь с внешней стороны атаки другого человека.

  КАЙТЭН-Поворот.

Охватите движение укэ своим собственным
круговым движением.

 В школе айкидо, по сути дела, не существует никаких прямых
движений; основу составляют круговые движения, которые позволяют нам пере
направлять силу другого человека, не сталкиваясь с ней. Также возможность
сделать круговое движение позволит вам подойти вплотную к вашему укэ для того,
чтобы можно было быстро применить технику. Охватывая движение своего оппонента
своим собственным круговым движением, мы можем полностью увести его силу.

 В круговых движениях существуют ситуации, при которых мы
находимся в центре, а укэ поворачивается вокруг нас, а также существуют
ситуации, при которых укэ находится в центре, а мы двигаемся вдоль линии,
которая является периферией круга укэ. Это круговое движение не всегда
представляет собой простой плоский круг; существуют случаи, когда оно спирально
или выглядит так, как будто проходит по поверхности меча. Но каким бы оно ни
было, круговое движение - это движение, которое даст нам возможность изменить
направление силы, не прерывая потока энергии.

 Для того чтобы выполнить движение кайтэн, важно, чтобы ваш
собственный центр равновесия был твердо зафиксирован. Если ваш центр равновесия
неустойчив, то вы не сможете сохранить устойчивость во время поворота.
Сохранение сильного центра равновесия - это еще один принцип, который позволяет
вам плавно перенести вес тела с одной ноги на другую.

 Круговое (или сферическое) движение естественным образом
создает центростремительную и центробежную силы. Первая аналогична силе,
втягивающей предметы в водоворот или смерч, вторая соответствует силе,
сбрасывающей предметы с вращающейся подставки. Анализ правильно и своевременно
выполняемых приемов показывает, что эти силы успешно используются в Айкидо. В
большинстве случаев полный выход противника из равновесия достигается за счет
вращения или поворота, а не прямого нападения. Чтобы более детально рассмотреть
это движение, представьте, что противник атакует прямым ударом. Если вместо
того, чтобы грудью встретить нападение, уйти с дороги и, не препятствуя
движению противника, применить легкое давление вверх по спирали, то очень
небольшого усилия будет достаточно, чтобы изменить направление атаки, вывести
противника из равновесия и лишить силы. Это аналогично силе урагана торнадо,
если ее сравнить с силой ветра, дующего в одном направлении.

  КУДЗУСИ-Выведение
из равновесия.

 Кудзуси - это действие, цель которого нарушить равновесие
оппонента, физически или психологически для выполнения броска или контроля.
Чаще всего разрушают стойку, в следствии чего сила и подвижность вашего
противника будут значительно уменьшены.

 В айкидо броску всегда предшествует Кудзуси. Сначала вы
толкаете, тянете или поворачиваете своего противника, добиваясь, чтобы линия
его плеч сломалась или энергия из его центра ушла вверх, в плечи, а затем
бросаете его. Выполнить бросок без этого действия в лучшем случае будет очень
сложно, а обычно просто невозможно. Как правило для успешного применения
кудзуси требуется определенное сочетание сил. Когда сила прикладывается вдоль
сложной, изогнутой в пространстве линии, то противнику гораздо сложнее
сопротивляться.

 Кудзуси часто используется как средство, подготавливающее
почву для применения вашей основной техники и поэтому может рассматриваться как
составная ее часть.

 В айкидо существует несколько видов кудзуси, каждый из
которых может практиковаться как отдельное упражнение.

 Заставляя укэ чрезмерно расширять свою энергию, вы тем
самым делаете его бессильным.

  Если вы можете слиться с энергией укэ в
достаточной степени, чтобы 'вести' его, то в тот момент, когда он становится
чрезмерно рассредоточенным и бессильным, применяйте технику. Это один из
основных принципов айкидо. Например, если вы оступитесь и потеряете равновесие,
то вы сможете достаточно быстро восстановить контроль над своими ногами, но
если вы споткнетесь, то единственное, что вы сможете сделать, - это упасть.
Вытягивание тела укэ означает, что вы можете вести своего укэ до тех пор, пока
он не перестанет контролировать собственное равновесие. Вытянув тело укэ и
применив эффективную технику, можно вызвать потенциально весьма травматичное
падение. Для того чтобы достичь этого без прерывания потока энергии уке, вам
необходимо вести его так, чтобы его энергия постоянно расширялась за пределы
его тела. Так же как, когда вы тянете кого-то за руку, когда он уже начал
падать, важно, чтобы однажды, лишив укэ равновесия, вы не давали ему ни
малейшей возможности снова стать на ноги.

  ТАЙМИНГ-Умение
выбирать правильное время для реагирования.

Уловите момент, чтобы перехватить силу
укэ.

 Идеал айкидо - это использование малой силы с наибольшим
эффектом. Важная часть достижения этого - чувство времени в тот момент, когда
вы входите в контакт с укэ. Даже если вы помните много движений и техник, если
время реагирования будет неправильным, ваша техника будет 'мертвой'. С другой
стороны, если вы умело объединяете свой тайминг с атакой укэ, то даже если вы
не выполняете никакой конкретной техники, вы, тем не менее, сможете нанести
своему противнику серьезный ущерб.

 И не важно, объединяетесь вы со своим партнером в тот
момент, когда он хватает или бьет вас или, напротив, когда вы сами наносите ему
удар; что бы вы ни делали, тайминг, чувство времени - это то, что дает всему
этому жизнь. Если время реагирования запаздывает, то укэ вас вытеснит. Если вы
реагируете слишком рано, то укэ увидит ваше движение и изменит сою атаку. Вы
должны применять сою технику именно в тот момент, когда он уже полностью вовлечен
в атаку-это правильное время реагирования. Использование этой доли секунды и
называется 'гармонизацией'. Было бы правильным сказать, что в айкидо все
техники начинаются с этой идеи 'гармонизации'.

 Скорость - жизненно важный элемент Айкидо, как и в большинстве
видов спорта: во-первых, чтобы скоординировать движение с перемещением
противника и, во-вторых, чтобы в нужный момент уйти от атаки.

 Используя направленную на вас энергию укэ в тот момент,
когда он приближается к вам, чтобы схватить вашу руку, вы можете создать
ситуацию, в которой он окажется совершенно бессильным. Например, если в тот
момент, когда укэ приближается, чтобы схватить вас за руку и толкнуть ее, вы
объединитесь с этой энергией и потянете свою кисть к себе, то вы сможете
вывести укэ из равновесия до того, как он сможет увести руку назад. И наоборот,
если он тянет вас, то, объединившись с ним и сделав одновременное движение, вы
сможете использовать его тянущую энергию. В приведенном выше примере, если вы
реагируете слишком поздно, вы проиграете энергии укэ, а если будете реагировать
слишком рано, то укэ высвободит свою руку. Вы должны использовать, энергию укэ
в тот самый момент, когда хватающая вас рука начинает прикладывать силу. Плохо,
если вы просто потянете на себя руку. Если вы правильно сфокусированы, то
сможете установить действительную связь с энергией укэ. Если вы хорошо
контролируете время реагирования, то в момент, когда уке теряет равновесие, он
бессознательно хватает вашу руку еще сильнее, чтобы удержать свое тело, и,
соответственно, не может бросить захват. А если его захват силен, то вы можете
повести его энергию и перейти к технике. Какую технику вы будете использовать,
зависит от захвата. Даже если энергия (захват) фиксирована, открываясь, вы
сможете объединиться с силой укэ и сможете использовать его энергию независимо
от того, тянут вас или толкают.

  КОНТРОЛЬ
КОЛЕНЕЙ УКЕ

Направляйте свою энергию в слабые места.

 В айкидо существуют
техники, в которых мы берем кисть уке в болевой замок. Однако просто сжать
кисть недостаточно, мы также должны направить технику и на нижнюю часть тела
укэ так, чтобы выбить колени уке. Таким образом, мы в состоянии видеть, что
техника по-настоящему эффективна. Например, в никадзё. если мы просто сожмем
кисть, а уке окажется достаточно сильным, то техника окажется неэффективной.
Если же мы пошлем свою энергию через кисть для того, чтобы дестабилизировать
колени, то даже если уке будет сопротивляться, мы сможем вывести его из
равновесия. Наверное, можно сказать, что техника айкидо начинается там, где мы
можем вывести из равновесия другого человека, не причиняя ему вреда.

 В большинстве случаев, когда мы пытаемся применить
технику, мы концентрируемся талью на том месте, где, по нашему мнению, контроль
будет наиболее эффективным, и очень часто мы пытаемся применить технику под
углом, при котором сила сопротивления укэ наиболее сильна, н таким обратом
происходит столкновение сил. Но, насколько бы сильным ни был уке, всегда
существует слабая линия. Если мы перенаправим силу по этой линии и тем самым
обратим всю силу укэ против него же самого, то он не сможет устоять на ногах
(сохранить равновесие), Для того чтобы найти эту линию, мы должны работать над
тем, чтобы улучшить нашу общую восприимчивость; мы должны воспринимать то, как,
например, уке смотрит, чувствовать его стойку, его равновесие и так далее.
Чтобы достичь этого, необходимо испытать множество различного рода сил на своем
собственном теле.

  АТЭМИ
УДАРЫ

Момент контакта становится ударом.

 Основатель, Морихэй Уэсиба, говорил: 'В настоящей схватке
атэми - это семьдесят процентов, техника - зто тридцать процентов'. Тренировки,
которыми мы занимаемся в зале, предназначены для того, чтобы научить нас
различного рода техникам, правильному способу передвижения, эффективному
способу использования своей силы и тому, как создавать взаимоотношения с
другими людьми. В настоящем бою мы должны использовать силу, которую мы развили
в своем теле в додзё, и использовать ее подобно взрыву, моментально; мы должны
предрешить исход столкновения в этот самый момент, В такой ситуации атэми
становится очень важным.

 В айкидо мы не используем никакой особой силы для
нанесения атэми. Так же как и во всех остальных техниках, мы можем вырабатывать
силу при помощи сфокусированной энергии. Например, в случае сёмэн-цуки, если вы
можете использовать переднее колено для того, чтобы эффективным образом
перенести всю силу движения вашего тела вперед, то вся энергия тела
переместится в ваш кулак. В общем-то, это то же самое, что и принцип хирики но
ёсэй (сила движения локтя), В атэми время реагирования, конечно же, очень
важно. Если при приближении укэ вы сможете рассчитать время так, чтобы нанести
свой удар в тот момент, когда он будет разбалансирован, то вы сможете ударить с
большой силой, даже не прикладывая особого усилия.

 Удары, применяемые в айкидо, не ограничиваются только
ударами кулаком или тэгатаной (боковой поверхностью руки). Если вы вступаете в
контакт с укэ со сфокусированной силой - это атэми; таким образом, вы можете
использовать свои плечи, спину или любую другую часть своего тела для нанесения
атэми.

  ИТИТАИТИ-Один
против многих.

Держи противника, чтобы поймать
противника.

 Одна из отличительных черт айкидо состоит в том, что оно
используется не только в ситуации один на один, но также может быть применено
при столкновении со многими противниками. Если вы сталкиваетесь с несколькими
атакующими, то, конечно, важно сохранять свою сильную стойку, но также важно
быть в состоянии воспринимать положение своих оппонентов. Каждый ваш противник
также сконцентрирован на стоящем перед ним человеке, так что его внимание
разделено. Это слабое место вы и атакуете. Если вы двинетесь вперед и
предложите напасть на себя, то это окажет воздействие на ваших оппонентов, и
они одновременно бросятся вас атаковать. Но между каждой из этих атак возникает
маленькая временная задержка. Если вы прыгнете вперед на того, кто двигается
быстрее всех, и правильно развернетесь всем телом, то первый человек врежется в
того, кто находится напротив него, что приведет их в замешательство. В основе
это и есть принцип 'держи противника, чтобы поймать противника'. Таким образом,
вы можете внести замешательство, даже если против вас будет группа людей. В
вышеприведенной сцене, когда вы меняете направление, не останавливая своего
движения, ваши круговые движения будут очень эффективными. Поскольку необходимо
реагировать быстро, то, когда вы атакуете, вы можете использовать атэми
множеством способов.

  Кихон-Доса(базовые
движения)

 ТАЙ САБАКИ НО КИХОН
(Основы движения тела)

 "Основы - это всего лишь направляющий принцип. Ваша
самая сильная позиция- это та позиция, которая подходит вашему телосложению.
Вас не могут ей научить, вы должны найти её для себя сами, однако всегда
основываясь на базовых принципах".

 Слова Сокэ Годзо Сиоды.



КАМАЭ (БАЗОВАЯ СТОЙКА)

Изначально в Айкидо не существовало никакой позиции, которая могла
называться "базовой". В Ёсинкан, для того чтобы научиться стойке,
которая необходима для развития силы дыхания, мы вводим камаэ как наиболее
базовую часть тренировки. Камаэ нас учит сохранять равновесие, держать руки,
стопы и бёдра на центральной линии тела, сохранять правильную позицию. В камаэ
50% веса на спередистоящей ноге и 50% веса на сзадистоящей.

 ХИРИКИ НО ЁСЕЙ 1 (ИЧИ)
– СИЛА ЛОКТЯ 1

Хирики означает "силу локтя". В Айкидо этот термин стал
означать "сила дыхания, проявленная через локти". В этой базовой
форме мы учимся передавать при движении вперёд силу  ног и бёдер в руки. В
конечной фазе 70% веса на спередистоящей ноге и 30% веса на сзадистоящей.

 ХИРИКИ НО ЁСЕЙ 2 (НИ)
– СИЛА ЛОКТЯ 2

В этой базовой форме мы учимся при развороте правильно переносить вес
тела, сохраняя при этом стабильную стойку и не теряя равновесие. При этом сила
разворота бёдер передаётся в руки. В конечной фазе 80% веса тела на
спередистоящей ноге и 20% веса на сзадистоящей.

 ТАЙ НО ХЭНКО 1 (ИЧИ) –
СМЕНА ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА 1

В этой базовой форме мы учимся двигаться вперёд S-образным движением,
плавно изменяя линию силы. Этот элемент основа для кататэ-мочи сокумен
ирими-нагэ ичи.

В конечной фазе 80% веса тела на спередистоящей ноге и 20% веса на
сзадистоящей.

 ТАЙ НО ХЭНКО 2 (НИ) –
СМЕНА ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА 2

В этом базовом движении мы учимся делать разворот "тэнкан",
сохраняя при этом стабильную стойку и не теряя равновесие. Угол разворота 95%,
в конечной фазе 70% веса тела на спередистоящей ноге и 30% веса на
сзадистоящей.

 СЮМАЦУ ДОСА 1 (ИЧИ)-
УПРАЖНЕНИЕ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ 1

Изначально это упражнение предназначалось для растяжки тела после
тренировки, а также учило перемещаться из одной позиции в другую, сохраняя при
этом стабильную стойку. Этот элемент основа для  рёте-мочи сихо-нагэ ичи.
80% веса тела на спередистоящей ноге и 20% веса на сзадистоящей ноге (в
промежуточной фазе есть позиция камаэ).

 СЮМАЦУ ДОСА 2 (НИ)-
УПРАЖНЕНИЕ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ 2

Это упражнение учит нас выполнять непрерывные движения, не нарушая
потока энергии используя разворот на 180 градусов сохраняя центральную линию.
Этот элемент основа для  рёте-мочи сихо-нагэ ни. 80% веса тела на
спередистоящей ноге и 20% веса на сзадистоящей ноге (в промежуточной фазе есть
позиция камаэ).

 СЭЙДЗА-ХО (ПРАВИЛЬНАЯ
ФОРМА САДИТЬСЯ)

В Японии сэйдза буквально переводится как "сесть правильно".
В Айкидо сэйдза-хо учит нас правильно понижать танден (центр тяжести и
мысленной концентрации) и возвращаться в камаэ. Эта техника необходима для
отработки сувари-ваза (техника приёмов сидя на коленях).

 РЭЙ-ХО (ПОКЛОН)

Правильная форма поклона с прямой спиной (знак уважения). Поклон уке
(30 градусов), поклон Сэнсэю ( 45 гр.), поклон в храме ( в Японии – 90гр.)

 СИККО-ХО (СПОСОБ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НАКОЛЕНЯХ)

Сэйдза (ритуальная позиция) - отголосок  самурайских традиций,
когда самураи проводили много времени в положении сидя, и иногда приходилось
отражать нападение именно в этой позиции и способ перемещения на коленях
(сикко-хо) был необходим. В Айкидо сикко-хо способствует развитию силы и
гибкости мышц ног и бёдер, укреплению коленных суставов и пальцев ног. Есть две
формы сикко-хо : "маё"-вперёд и "усиро"-назад, а также
"тай-сабаки"-вращение.

 НИБАН РЕНДЗОКУ ДОСА
(РАЗВОРОТ НА ДВЕ СТОРОНЫ)

"Ни"-означает два, "бан"-сторона. Данная техника
учит нас делать непрерывные развороты "кайтен"  при перемещении.

Нибан Рендзоку Доса является основой для техник, где требуется сделать
разворот с переносом веса на другую ногу, например иккадзё осае ни, никадзё
осае ни, шомен ирими наге ни и т.д. При перемещении следует контролировать
положение центра тяжести, не следует выполнять колебательные движения
вверх-вниз при переносе веса с одной ноги на другую.